— Никита Дмитриевич, давайте продолжим начатые более двух месяцев назад наши «восточные» беседы, в которых Вы рассказали о том, как работали ростовщиком американского и британского банков на Ближнем и Среднем Востоке. Прежде чем перейти к Китаю, хотел бы вкратце вернуться к Вашей деятельности по мобилизации «хавальных» денег для банка Wells Fargo и других Ваших работодателей. Правильно ли я понимаю, что значительную часть заработанного в 1950–1960-е годы, а затем в 1970-е — 1980-е годы на Ближнем и Среднем Востоке Вы потратили на приобретение предметов русского искусства? Какая это была часть?
— На собирание русского искусства я тратил основную часть бонусов или «процента», как у нас на зоне в Болгарии говорили (после установления коммунистического режима в Болгарии вся семья Лобановых-Ростовских вместе с 11-летним Никитой оказалась в заключении — Republic), да и часть зарплаты тоже.
— И получилась такая прекрасная история: значительная часть приобретенных произведений искусства потом была Вами подарена России. Сейчас это стоит миллионы долларов, а тогда ведь совсем другие цены на русское искусство были…
— Совершенно верно. В конце 1980-х годов критики и в Советском Союзе, и за рубежом признавали, что наше собрание очень значимо. И это было не просто собрание картин: в нем отображало все течения модернизма русского искусства. А чем эти течения отличались от всех течений других стран? Тем, что большинство их нашли воплощение на сцене. Вот почему Зураб Церетели, понимая это, хотел купить наше собрание, которое вошло бы в основу его Музея современного искусства, который он собирался основать в Москве.