
Пионерский суд. Учительница (в белой блузе, на передней парте справа) одобрительно наблюдает за ходом "процесса". Кадр из фильма Константина Болотова «Вредитель», 1929
Из собрания Госфильмофонда
Организаторы первых показательных судебных процессов в СССР активно использовали опыт советского авангардного театра и кино, пишет американский славист Джули Кассидэй, автор книги «Враг на скамье подсудимых. Советские суды 20–30-х годов на сцене и на экране» (готовится к печати в издательстве Academic Studies Press / Библиороссика).
Инсценированные судебные процессы подчинялись всем правилам драматургии: после завязки (чтения обвинительного заключения с описанием небывалых злодейств подсудимых) следовало развитие темы (допрос), кульминация (мелодраматические признания) и эпилог (тщетные мольбы подсудимых о реинтеграции в советское общество и суровый приговор). Участники судебной инсценировки старательно играли заранее распределенные и хорошо отрепетированные роли, а тщательно подобранная публика в Колонном зале выполняла функцию античного хора, напоминавшего о неизбежности сурового возмездия.
Со своей стороны, театральные и кинорежиссеры 1920-х — 1930-х годов охотно работали в жанре судебного триллера, чутко улавливая последние веяния пропаганды, натравливавшей мастеров искусства на очередного врага — представителя конкурирующей политической партии, «буржуазного специалиста», «кулака» или «вредителя». Так советское искусство и репрессивная машина взаимно обогащали друг друга, создавая тоталитарную пропагандистскую среду, в которой подлинная реальность становилась практически неотличимой от художественного вымысла.
В отрывке из главы «Мусор, паразиты и микробы», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, Джули Кассидэй рассказывает о том, как была разработана одна из характерных ролей в судебных инсценировках 1920-х годов — роль «вредителя». Рождение этого дегуманизирующего термина автор рассматривает на примере двух показательных судебных процессов: суда над партией эсеров (1922) и над «буржуазными специалистами» в ходе Шахтинского дела (1928).
Политика Сталина была провальной, планы не выполнялись. Ни один пятилетний план не был выполнен. Вскоре после коллективизации (самое страшное преступление Сталина, в ходе которого было уничтожено крестьянство) были введены карточки, возник голод. За золото и драгоценности государство продавало людям еду. Моя бабушка умерла в 1932 году от отсутствия нормального питания, маме было тогда 8 лет. Из ее воспоминаний: "Витрину торгсина, где были выставлены конфеты, колбасы, сыр и прочая недоступная людям еда, отец назвал музеем под названием: вот смотрите наши детки, как питались ваши предки"..."Отец внимательно следил за событиями в стране, читал репортажи с процессов над "вредителями" и "врагами народа", качал головой и приговаривал: "Бьют и плакать не дают".
Умение Сталина переложить свою вину за проводимую им политику на невиновных и ее критиков демонстрирует его статья в газете "Правда" под названием "Головокружение от успехов". Выдающийся циник и демагог. Надо было найти виноватых. Вот и придумали вредителей.
Само "Шахтинское дело" открыло дорогу к показательным процессам над невиновными. 11 человек по этому делу приговорили к расстрелу, и пятерых через три дня расстреляли, остальным приговор смягчили на 10 лет лагерей. В 2000 году осужденные по этому делу были реабилитированы Прокуратурой РФ. Она указала, что в материалах «дела» не оказалось доказательств для признания обвиняемых виновными в инкриминировавшихся им преступлениях и осуждённые по делу подлежат реабилитации.
Большим показным делом по борьбе с вредителями стало "Дело "Промпартии" 1930 года. Оно было типичной инсценировкой, люди признавались в преступлениях, которые не совершали. Глава несуществующей "Промпартии" Л.К. Рамзин, один из создателей советской энергетики, был приговорен к расстрелу, затем приговор смягчили до 10 лет. Уже в заключении ему разрешили вернуться к научной работе. За выдающуюся работу и научные достижения в 1943 году был награжден Сталинской премией, в 1946 Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1948 году Орденом Ленина. В этом году он и умер в возрасте 60 лет. Многие ученые повторили его путь, пройдя через "шарашки" (НИИ в лагере), но многих расстреляли или сгнили в заключении.
Учитывая значение этих двух терминов в 1928 году (когда был только что открыт пенициллин)...
Маленькая поправка, пенициллин создан в 1942 году.
А в остальном - отличная статья.
И сколько же было этого истинного мусора, кинематографического!
А почему бы эти "шедевры" не оцифровать, не подрихтовать, и не рекомендовать к всенародному просмотру?