Пионерский суд. Учительница (в белой блузе, на передней парте справа) одобрительно наблюдает за ходом "процесса". Кадр из фильма  Константина Болотова «Вредитель», 1929

Пионерский суд. Учительница (в белой блузе, на передней парте справа) одобрительно наблюдает за ходом "процесса". Кадр из фильма Константина Болотова «Вредитель», 1929

Из собрания Госфильмофонда

Организаторы первых показательных судебных процессов в СССР активно использовали опыт советского авангардного театра и кино, пишет американский славист Джули Кассидэй, автор книги «Враг на скамье подсудимых. Советские суды 20–30-х годов на сцене и на экране» (готовится к печати в издательстве Academic Studies Press / Библиороссика).

Инсценированные судебные процессы подчинялись всем правилам драматургии: после завязки (чтения обвинительного заключения с описанием небывалых злодейств подсудимых) следовало развитие темы (допрос), кульминация (мелодраматические признания) и эпилог (тщетные мольбы подсудимых о реинтеграции в советское общество и суровый приговор). Участники судебной инсценировки старательно играли заранее распределенные и хорошо отрепетированные роли, а тщательно подобранная публика в Колонном зале выполняла функцию античного хора, напоминавшего о неизбежности сурового возмездия.

Со своей стороны, театральные и кинорежиссеры 1920-х — 1930-х годов охотно работали в жанре судебного триллера, чутко улавливая последние веяния пропаганды, натравливавшей мастеров искусства на очередного врага — представителя конкурирующей политической партии, «буржуазного специалиста», «кулака» или «вредителя». Так советское искусство и репрессивная машина взаимно обогащали друг друга, создавая тоталитарную пропагандистскую среду, в которой подлинная реальность становилась практически неотличимой от художественного вымысла.

В отрывке из главы «Мусор, паразиты и микробы», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, Джули Кассидэй рассказывает о том, как была разработана одна из характерных ролей в судебных инсценировках 1920-х годов — роль «вредителя». Рождение этого дегуманизирующего термина автор рассматривает на примере двух показательных судебных процессов: суда над партией эсеров (1922) и над «буржуазными специалистами» в ходе Шахтинского дела (1928).