Николай Бухарин (в центре, в кепке) на встрече с рабоче-крестьянскими корреспондентами. Фотография из советского иллюстрированного журнала «Прожектор», 1926

Николай Бухарин (в центре, в кепке) на встрече с рабоче-крестьянскими корреспондентами. Фотография из советского иллюстрированного журнала «Прожектор», 1926

В названии книги Евгения Добренко и Натальи Джонссон-Скрадоль «Госсмех: сталинизм и комическое» (готовится к печати в издательстве Новое литературное обозрение) сталкиваются, казалось бы, несовместимые понятия: помилуйте, что же смешного в звериной серьезности сталинского режима?

Однако авторы показывают, что весьма своеобразный юмор эпохи не исчерпывался крайне злобной политической сатирой: смех был одним главных элементов публичной коммуникации в условиях, когда любое слово гражданина могло стать для него смертным приговором, но и молчание вызывало подозрения.

В главе «Смешная голодовка», которую мы публикуем с сокращениями с любезного разрешения издательства, роль злобного троллинга (говоря современным языком) в сталинской политической культуре показана на примере одного из партийных «товарищеских» судилищ 1937 года.

Евгений Добренко — филолог, историк культуры, профессор Венецианского университета, автор книги «Поздний сталинизм».

Наталья Джонссон-Скрадоль — научный сотрудник Шеффилдского университета, автор работ о роли и функциях языка в тоталитарных режимах.