Стратегия «Китай + 1» («China plus one») — так именуется начавшаяся свыше 10 лет назад миграция производств из КНР. Украинский и тайваньский кризисы вкупе с перманентно напряженными китайско-американскими отношениями этот процесс резко активизировали, при этом одним из главных его направлений стало вьетнамское. Последние цифры впечатляют: экспорт из Вьетнама в первом полугодии текущего года возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16,6% (составив в абсолютном выражении $217,34 млрд), в то время как рост экспорта из КНР в тот же период составил лишь 7%; такую же динамику прироста Китай сохранил и в минувшем августе (7,1%)
Масштабное выдергивание производств из китайской почвы касается уже не столько легкой промышленности, во Вьетнам переводится производство компьютерной техники, электромеханических товаров, чипов и иных высокотехнологичных товаров.
Причины экономические, социальные и политические
Китай по нарастающей теряет инвестиционную сверхпривлекательность. Да, его рынок огромен, но он давно освоен и высоко конкурентен, национальный бизнес теснит иностранный, копируя западные технологии и воруя интеллектуальную собственность, часто в весьма чувствительных областях. И все это на фоне постоянного роста стоимости китайских трудовых ресурсов и земли. Для сравнения: ныне затраты на рабочую силу в СРВ в два с лишним раза ниже, чем в КНР — $2,99 в час против $6,50. Правда, ее численность во Вьетнаме (56 млн человек) почти в 14 раз меньше, чем в Китае. Зато все вместе страны АСЕАН создают вескую альтернативу Китаю — к 2030 году суммарное количество рабочей силы в этих странах достигнет 385 млн человек. К тому же в Поднебесной население быстро стареет (65-летние и выше составят его третью часть к 2050 году), в то время как во Вьетнаме и у его соседей по региону рождаемость по-прежнему на заоблачной высоте.
Рабочие на шелковой фабрике, Далат, Вьетнам
Gerhard Zwerger-Schoner / imageBROKER.com / Global Look Press
Еще один негативный фактор: почти ежедневно объявляемые ковидные локдауны в крупных и средних городах КНР, больно бьющие по всем производственным цепочкам.
Интересно. В статье приводятся такие данные по экспорту Китая в США:
2018 - $538,5 млрд;
2019 - $449,1 млрд;
2020 - $432,6 млрд;
2021 - $504,9 млрд.
То есть, несмотря на решение Трампа, экспорт в США уже в 2021 году довольно сильно отыграл первоначальное падение, и это с продолжавшими так или иначе действовать в том году антиковидными ограничениями. То есть по итогам 2022 года стоит ожидать превышения значений 2018? Или факторы Вьетнам, общего замедления экономики и прочего сыграют свою роль?
Вряд ли будет превышение. Но давайте подождём, в современном мире пертурбаций предсказывать - совсем неблагодарное дело. Даже если будет рост в двусторонней торговле (мне очень сомнительно), без фактора Вьетнама он был бы выше.
Китайцы вместе с компаниями США и Европы осуществляют трансфер своей экономической платформы в страны ЮВА. Движение, вызванное как рыночными реалиями, так вполне и посылами китайской стратегии. В этом плане именно Китай будет усиливаться вместе с этими странами ЮВА, а не остальные игроки.