Источник: В. В. Штейн. Боевой путь латышских красных стрелков. Рига, 1978
От Иоакима Вацетиса, главнокомандующего Красной армии в 1918–1919 гг., осталось несколько специальных трудов по военной истории и полумемуарная книга «Историческое значение латышских стрелков». Именно с ней связана загадочная, на первый взгляд, история: это единственная его вещь, изданная на латышском языке еще в 1922 году и никогда с тех пор не переводившаяся на русский. Хотя казалось бы — почему?
Ведь красные латышские стрелки, эта «гвардия революции», в советской историографии были окружены почетом и вниманием. Да что там, 25-я мотострелковая бригада нынешней российской армии и поныне официально именуется «им. Латышских стрелков». И вот посвященный им труд пишет не кто-нибудь, а первый командир Латышской стрелковой дивизии и главком РККА в решающие годы Гражданской войны. Текст должны были бы разобрать на цитаты еще при жизни Ленина, но… Прекрасно представляю себе, как очередной переводчик с воодушевлением садится за работу и через некоторое время озадаченно чешет в затылке: «Нет, ну на русском в СССР это точно не напечатают».
Эта книга не укладывалась в привычные советские каноны ровно так же, как не укладывается в нее реальная, непричесанная биография самого Вацетиса. Так что начать, наверное, нужно с неё.
Как Вацетис спас советскую власть
Взлет Наполеона, вопреки расхожему мнению, начался вовсе не с полученного им под Тулоном генеральского чина — республиканских генералов тогда было столько, что можно было брать по пучку за цент. Зато именно Бонапарт в октябре 1795 смел картечью мятежников-роялистов с парижских улиц. Спасенная им Директория в награду назначила его на пост командующего Итальянской армией, который и стал трамплином к его настоящей славе. С Вацетисом произошла та же самая история.