Всю минувшую неделю близость к 24 февраля, годовщине войны в Украине, которая придется на ближайшую пятницу, включенную в череду традиционных для России праздничных выходных, создавала интригу. В центре внимания — обращение президента Путина к Федеральному собранию, приуроченное к трагической дате, хотя формально и намеченному на вторник, 21 февраля.
Спекуляций вокруг путинской речи в этот раз было, пожалуй, больше, чем когда-либо. В прошлом большинство выступлений Путина, как и любые другие ежегодные форматы с участием главы государства, походили друг на друга до степени смешения — различаясь лишь по длительности и уровню официоза. Но учитывая события последнего года, всеобщий интерес к намеченному мероприятию был заранее обеспечен — пускай и не без административно-пропагандистских усилий. Куда без них?
«Послание само по себе проходит в режиме спецоперации, — на условиях анонимности отметил в разговоре с The Moscow Times один из политологов, работающий с президентской администрацией. — Во-первых, долгое время скрывалось, что послание будет в начале года. Во-вторых, прошли публичные встречи с лидерами системных партий — такого перед посланием обычно не бывает. В третьих, 22 февраля назначен концерт-митинг с участием президента. Главное в этом, конечно, не концерт, а митинг».
kremlin.ru
В загадку умудрились превратить даже время выступления президента. В сетке центральных каналов соответствующий кусок эфира ограничен одним часом. «Это формальность», — отмахнулся кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков от просьбы объяснить, почему это так, а в ответ на вопрос, о чем готовится говорить Путин, выдал следующий пассаж:
«Конечно, на таком ответственном и очень сложном этапе нашего развития, нашей жизни все ожидают послания в надежде услышать оценку происходящего, оценку специальной военной операции, оценку международной ситуации и видение президентом того, как мы с этим справляемся и как мы пойдем развиваться дальше. Это, я думаю, главное, чего все ждут, и главное, на чем так или иначе будет концентрироваться президент».
Среди наиболее смелых гипотез относительно содержания речи обсуждается сценарий, при котором Путин в ходе своего выступления может предложить сменить статус военной кампании в Украине со «специальной военной» на «контртеррористическую операцию», что якобы даст сигнал к возможной деэскалации. Об этом, в частности, говорили близкие к Кремлю политические аналитики.
Впрочем, все это пока лишь предположения. Из фактов — график публикации данных статистики Росстата по ВВП России за последний квартал 2022 года, сдвинутый, как отмечает Bloomberg, на среду, то есть следующий после путинского выступления день. Такие вещи не происходят случайно, и будь в этой статистике — даже при манипулятивной практике пересчета задним числом — что-то обнадеживающее, возможно, имело бы смысл, напротив, поскорее ввести общественность в курс достижений в макроэкономической стабилизации. Но, видимо, ничего такого там нет, и перед администрацией президента наверняка поставлена задача вложить в уста президента что-то жизнеутверждающее — по контрасту с неприглядной реальностью.
Задача не из легких. Ведь уже даже не самые далекие от власти люди — вроде экс-министра финансов Михаила Задорнова, до недавнего времени возглавлявшего банк «Открытие», а ранее руководившего ВТБ 24 — откровенно рассуждают о финале войны, имеющем мало общего с целями режима:
«В любой войне побеждает тот, кто имеет больше ресурса: человеческого, финансового, но прежде всего экономического. Есть иллюзия, что вот, дескать, много разных вводных, но в конечном счете, если вы сложите еще раз все человеческие, военно-технические и экономические ресурсы, то определяющим будет безусловно экономический ресурс той или иной страны. В Японии был такой маршал Ямамото, который был основным стратегом и реализатором нападения на Перл-Харбор. Это было, конечно, абсолютно гениальная операция японского генштаба, она была подготовлена настолько секретно и правильно, что не только американская разведка, но и американский флот на Гавайях, который был там, имел радары, все элементы защиты, до первого удара вообще даже никак не реагировал. И хотя Япония уничтожила полностью американский флот и через полгода захватила полностью весь Тихий океан, у маршала Ямомото в дневнике было записано — в коротком пересказе говорю — что после того, как США присоединились к коалиции, "я солдат императора, но я понимаю, что ресурс, который стоит на той стороне, делает поражение Японии в этой войне неизбежным". Надо четко понимать, что у России доля военного бюджета в ВВП больше, чем у большинства стран, она сейчас составляет порядка 4% ВВП. Только с США это сопоставимо, в Европе как мы знаем, немногие дотягивают до 2% ВВП. Но российский военный бюджет в долларах составляет ровно одну десятую от американского. А если мы сложим ресурсы тех стран, которые начинают поставки вооружений в пользу Украины и суммарный объем ресурсов, которые они могут выставить при затягивании конфликта, то, поверьте — можно сложить в столбик — это абсолютно несопоставимые величины. Я это говорю к тому, что длительные военные действия, в моем понимании, они совершенно не нужны никому на этом поле боя. Потому что в принципе весь расклад ресурсов — он предопределен».
Задорнов, с учетом своего государственного опыта и планов на будущее («Я точно остаюсь в России»), говорил еще немало интересного — про превращение из транзитной державы в логистический тупик Великого шелкового пути, про «потерю экспортных рынков и технологий», про «замедление в развитии» и «сервис по-советски». Но есть уроки истории, экономические расчеты и здравый смысл, а есть — неизменный нарратив Кремля. Трудно представить, чтобы в своем послании — чему бы в конечном счете то не было посвящено — Путин позволил себе хотя бы намекнуть на спорные результаты «специальной военной операции» по прошествии года ее проведения. «В СВО все идет по плану», — в привычно безапелляционном тоне заявил российский лидер в конце октября. Повторит ли он то же самое снова? Да уж наверняка. В свежих Хрониках госкапитализма:
Тоже ничего особенного от послания совфеду не ожидаю. Значит ничего и не изменится, и значит предопределен экономический упадок, со всеми вытекающими последствиями.