Источник: Красноярский краевой краеведческий музей
Коллективная монография «Северные морские пути России», выходящая в издательстве Новое литературное обозрение, рассматривает освоение российского Крайнего Севера с трех разных точек зрения — с позиции социальной антропологии, истории и экономической географии.
«Северный морской путь, занимающий особое место в географическом воображении российской аудитории, после активного завоевания Арктики в 1930-е годы и последующего планового освоения в позднесоветский период, в 1990-е был вытеснен с передовой российской политики. Новый всплеск интереса к Арктике пришелся на начало XXI века, когда словосочетание "Северный морской путь" снова стало важным для государственной повестки».
Заявленное в названии книги множественное число, уточняют редакторы публикации, указывает на то, что для разных аудиторий сам феномен не тождественен: «Северные морские пути — это исторические и современные, социальные и политические, риторические и практические — множественные пути России в Арктике».
В отрывке из статьи историка Игоря Стася «Северный морской путь и коренное население Севера в раннесоветскую эпоху» рассказывается о начале системной колонизации арктического побережья на рубеже 1930-х гг. и попытках начать «культурную революцию» в этом регионе. В ту эпоху откровенный термин «колонизация» вполне открыто звучал в политической риторике и употреблялся в бюрократической переписке.
Игорь Стась — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории исторической географии и регионалистики Тюменского государственного университета.