Илья Ходырев в спектакле «Вахтангов_Чехов.docx». Фото из личного архива

Илья Ходырев в спектакле «Вахтангов_Чехов.docx». Фото из личного архива

Илье Ходыреву 32 года. Он учился в двух лучших театральных вузах России, питерские театралы называли его одним из самых перспективных актеров-дебютантов. Но главную роль в кино он получил только в Германии, где оказался уже в статусе человека с судимостью, не желающего ехать на войну в Украину.

Скорый отъезд произошел, естественно, из-за мобилизации и из-за страха оказаться на войне, на которую я не хочу идти и смысла которой не вижу. Мысль об отъезде возникла в первые же месяцы после начала войны. Просто сначала я думал, что я не смогу уехать никуда как актер. Но самое смешное, что я эмигрировал именно как актер. Эта возможность у меня появилась только благодаря моей профессии и тому, что на родине я что-то сделал. Мне было что показать.

В Берлине Илья — по «визе фрилансера». Иностранцы, которые представляют интерес для культуры Германии, имеют право по специальным документам жить и работать в этой стране. Надо только убедить, что ты — весомая творческая единица.

Илья объясняет:

Нужно представить доказательства того, что ты классный специалист: любые упоминания в прессе (в моем случае это фотографии со спектаклей, со съемок), какое-то CV. Самое важное — это letters of intent, «письма заинтересованности», — что в Германии ты кому-то нужен, какая-то компания хочет тебя нанять как актера или еще кого-то. Это тоже осуществимо.

У Ильи была не одна верительная грамота, а целых семь: сразу несколько людей и институций письменно сообщили, что готовы сотрудничать с российским актером. На пользу пошли заграничные тренинги. Поработать в Берлине в составе международного проекта ему довелось еще в 2017 году. На помощь пришли и соотечественники, уже перебравшиеся в Германию.

Мигрантские чаты — там люди помогали друг другу. Я нашел один чат, создательница которого режиссерка, и она получила эту визу еще в марте. Забавная история. Оказалось, что мы с ней знакомы еще гораздо раньше — на тренинге Яна Фабра еще в Москве, до войны. Когда я появился в этом чате, она меня вспомнила и предложила работ.

Получить немецкую визу фрилансера оказалось довольно легко: подал документы и вскоре получил ответ. Как минимум ближайшие три года Илья имеет право работать актером на территории Германии. Главные трудности, по его словам, начались уже после переезда.

Сейчас сложно. Когда ты сталкиваешься с бюрократией, с налогами, со страховкой — с тем, с чем люди, которые работают по найму, не сталкиваются. Но благо, Германия довольно социальная страна, и она делает жизнь фрилансера чуть проще, чем могла бы.

В Берлин он перебрался в декабре 2022 года, а прежде был Карлсруэ, крупный город на юго-западе Германии — на месяц задержался у дальних родственников, предложивших крышу над головой. Переезд, как вспоминает, поначалу сильно его взбодрил. Илья с таким жаром взялся за немецкий, что за несколько недель, начав буквально с нуля, смог сдать тест на уровень «А1» — доказал экзаменаторам «Гете-института» свое умение читать простые тексты и отвечать на простые вопросы.

А что мне было делать? У меня в прямом смысле горело. Я в чужой стране. У меня три копейки денег. Окей, я сейчас живу у родственников. Как долго я смогу у них жить? Что я буду делать дальше? Тогда мне казалось, что всё буквально рушится. Я утром просыпаюсь, завтракаю. Потом у меня десятиминутка истерики, плача. Я делаю телесные практики, пытаюсь как-то этот стресс выдавить. И потом сажусь и начинаю работать.

Москва-Петербург-Хельсинки-Берлин. А затем Кипр, а далее Германия. На территорию ЕС Илья попал по шенгенской визе, оформленной еще до войны в Украине — ее выдала Финляндия. Маршрут прихотливый, но для многих мигрантов из России в какой-то степени типичный. Когда грозит серьезная опасность, приходится использовать любые возможности. Илья подчеркивает, что переехал не в Германию даже, а в Берлин — особый город.

Просто приходишь в Темпельхоф, в огромный парк, который на бывшем аэродроме, и для моего русского сознания всё максимально неправильно. Потому что все занимаются, чем хотят, и этих «всех» — огромное количество. Кто-то играет в шахматы, кто-то занимается йогой, кто-то здесь же в парке сажает картошку или морковку, какой-то сад разбивает. Здесь катаются на коньках, летают на парапланах. То есть происходит безумие.

Радость от пребывания в Берлине, по его словам, не была очень уж долгой: да, местные жители никуда особенно не торопятся, легко знакомятся, говорят друг другу комплименты, — но все это сильно контрастирует и с личными переживаниями, и с тем, что ежедневно описывается в новостях из Украины и России.

Нет напряжения в обществе. Этот уровень свободы тебя сначала очень сильно восхищает, ты радуешься, а потом ты начинаешь понимать, насколько ты от этого далек. Когда ты начинаешь конкретно общаться с местными, у них нет травмы Российской Федерации — а не сильно ли я «высвечиваю», могу ли я что-то сказать.

Первое время в Берлине оказалось для него приключением с неожиданными сложностями. Илья дистанционно, по объявлению в фейсбуке снял комнату в Шарлоттенбурге, фешенебельном районе на западе немецкой столицы. 650 евро за 25-метровую комнату. В другой комнате из двух жил приезжий из Филиппин, а хозяйка квартиры (вернее, сама квартиросъемщица) спала на кухне.

Она всё время проводила на кухне — накуривалась травой, пела песни, и очень любила разговаривать, а я очень не любил с ней разговаривать. Мне нужно было жилье с пропиской, с регистрацией — это было необходимо для ВНЖ. И она единственный человек, которая откликнулась. Потом-то я понял, что у нее это бизнес. Это забавно очень — она думает, что спасает таким образом несчастных мигрантов, которых никто не хочет селить, — русских, индусов — мы все в одной кастрюльке для нее. Но на самом деле просто стрижет бабки. Когда я уехал, она соседнюю комнату сдала троим девочкам из Южной Америки. Каждая заплатила по штукарю. Они втроем жили в одной комнате!

Чтобы избежать общения с говорливой арендодательницей, Илья ежевечерне ходил на свидания. Онлайн-приложения для знакомств полезны во многих отношениях — секс не всегда обязателен, а без разговора никак:

Я подумал, что это интеграция, я так попрактикую английский. Плюс это весело. Мне очень хотелось развеяться и не думать о том, что у меня нет работы, у меня заканчиваются деньги, мне постоянно холодно. Меня научили эти свидания, что очень много людей готовы тебе помочь, даже если они тебя не знают. Мы на свидании, мы рассказываем о себе. Какой у меня есть бэкграунд, такой я и рассказываю. И обычно это так шокирует людей. Как мы, русские, реагируем, если тебя кто-то задержал на митинге? «Не пытали? Нормально, тогда всё классно». Ты даже не понимаешь, что это травма, что это ненормально. А для них это: «Вау! Что? Ты ходил на митинг?». Для них это какое-то геройство». Многие люди говорили: «Вот, блин, вообще, я тебя уважаю». Мне еще нравится: «Ты на правильной стороне». Я думаю: «Господи, на какой я стороне?»

Фото из личного архива Ильи Ходырева

***

Илья родом из Западной Сибири, из Кемерово. В этом большом шахтерском городе он прожил до 16 лет, вплоть до окончания школы. Свою семью называет «обычной». Что это значит?

Родители, которые в 1990-е продавали кожаные куртки на рынке, шили, которые постоянно выгребались из любых ситуаций и пытались достать деньги любым способом. Моя мама кем только ни работала и параллельно получала образование. Мои родители в разводе. Это семья не интеллигентов. Мама по образованию бухгалтер. А папа у меня театральный режиссер.

Довольно благополучный при СССР, в 1990-е город Кемерово стал пользоваться славой одного из самых криминальных в России — постсоветское общество переживало не самые лучшие времена, а тюремное самосознание традиционно укоренено в мироощущении жителей Сибири, «стране ГУЛАГа». Для Ильи, осознавшего собственную гомосексуальность в подростковом возрасте, это означало жизнь в ситуации риска. Он вспоминает свое первое свидание в городском парке — в 14-лет написал 19-летнему парню на сайте знакомств.

Мы сидели на лавочке, и я помню тот уровень стыда. А он довольно симпатичный парень. Я помню, насколько был зажат и как мне было стыдно. Мне казалось, что все проходящие мимо люди всё видят, они всё знают, они знают, для чего мы здесь. Плюс я очень смешно готовился к свиданию, я помылся и думаю: «Интересно, а будет ли секс?». То есть я понятия не имею, как всё это должно происходить, я вообще не знал, как это работает. Это, конечно, ужасно, никакого культпросвета, ты вынужден сам где-то шарить, на каких-то сайтах.

Сложения, скорей, субтильного; подвижный, быстрый, легкий — слушая Илью, я предполагаю, что в нем, пожалуй, можно распознать гомосексуала. Во всяком случае, на стереотипного «натурала», — малоразговорчивого, косая сажень в плечах, — он точно не похож. Это обстоятельство, по его словам, не создавало очевидных проблем, но существование все же омрачало. Илья вспоминает чрезмерное любопытство преподавательницы в институте культуры в Краснодаре, где проучился один год, — она очень интересовалась его сексуальной ориентацией.

Я был 17-летним очень субтильным подростком. Наверное, с какой-то «манеркой». Я просто хотел заниматься театром, я был добрый, веселый, открытый человек. И когда взрослый человек, особенно которому ты доверяешь, которого ты слушаешь, человек, который точно знает, как надо, про тебя что-то говорит… Она обсуждала с другими людьми мою ориентацию. Это отвратительно.

В Краснодаре Илья довольно быстро понял: если хочешь состояться в любимой профессии, то надо уезжать — и лучше в Москву. Так он и поступил, и поначалу в столице все складывалось удачно: он стал студентом Школы-студии МХАТ, одного из лучших театральных вузов страны, а то и мира. Но уже через год был отчислен. Илья связывает это с авторитарным стилем обучения.

У меня было два педагога: Игорь Яковлевич Золотовицкий и Сергей Иванович Земцов. И я хочу сказать, что Сергей Иванович Земцов для меня — это образец театра, которого не должно больше быть. Театр, который уничтожает тебя как человека. Я не считаю, что это нормально. Я не считаю, что нормально убивать, уничтожать достоинство детей, которые пришли к тебе. Это был очень травмирующий опыт в целом. Не только для меня, но и для многих моих однокурсников. И такое не только во МХАТе. Это, в принципе, русская театральная школа уважения к актерам мало, да и внутри коллектива уважения нет.

Узнав, каким театр быть не должен, Илья вскоре получил и своеобразную компенсацию, — уехал завершать актерское образование в Санкт-Петербург, в Театральную академию на Моховой (старейший театральный вуз России, созданный еще в 1779 году).

Это чудесное место, где нас действительно учили, где курс был очень сплоченный, супердружный. Я очень люблю всех ребят. Мы справляли все праздники вместе. Это нечастое явление для курса. Это были действительно очень счастливые годы.

После вдохновляющей учебы была вдохновляющая работа в Городском театре, созданном из выпускников Театральной академии. В официальной биографии Ильи можно прочитать, что в 2018 году он был номинирован на питерскую премию «Прорыв», — сыграл главную мужскую роль.

Я люблю роль Михаила Чехова. Мы сделали документальный спектакль по дневникам первой студии МХТ. Спектакль назывался «Вахтангов_Чехов.docx», и это про то, как Станиславский проверял Систему, про то, как люди строили театр. Они строили театр с Вахтанговым, они строили театр потом, и мы занимались тем же самым. Это спектакль про нас через этих людей.

Пресса, аплодируя первому спектаклю нового Городского театра, писала, что речь в нем не только о существовании в актерской профессии, но и постановка вопросов мировоззренческих: «Как жить в эпоху ломающегося мира, в эпоху слома координат, всей системы жизнеустройства».

Фото из личного архива Ильи Ходырева

Санкт-Петербург ему благоволил. И все же вернуться в Москву пришлось: большие проекты, большие возможности, — для актера все там. И что немаловажно, там же, в столице России, гомосексуал может быть более-менее открытым.

Мы даже как-то по центру гуляли за ручку по «Патрикам» с одним парнем. Пару раз, понятно, кричали из машин: «Педики». Показываешь «фак», и всё, на этом всё заканчивается.

Рассказывая, Илья подчеркивает, что это была лишь иллюзия свободной жизни, и в Москве возможная только в особых местах, при особых обстоятельствах. Как момент в своей личной биографии переломный он вспоминает поездку в Париж в 2019 году, когда познакомился в клубе с одним британцем.

Там был первый раз, когда я поцеловался на улице с парнем. Там случилось вообще всё. И я думал: «Боже, можно вот так идти по улице за руку с кем-то и не быть побитым». Это про русскую травму, кстати. Мы пошли в другой клуб, и там всё как в фильме Гаспара Ноэ: мальчики, которые танцуют вог, всё неоновое. Всё хорошо, мы пьем пиво, общаемся. И в какой-то момент я чувствую опасность, как паучье чутье. Я поворачиваюсь и вижу, как в нашу сторону идет огромный двухметровый негр. У меня первая мысль в голове: «Сейчас он подходит, я разбиваю ему об голову кружку, и мы убегаем». Он подходит вплотную ко мне, говорит басом: «Man, your eyes are so beautiful. So beautiful», — и уходит».

На вопрос о значимых проектах в России, Илья отвечает не без запинки, — да, у него был, например, интересный актерский опыт в фильме Федора Бондарчука, известного российского кинорежиссера, но то был эпизод без продолжения. В Москве все только начало складываться, но затем грянула пандемия коронавируса, а с ней и вынужденное бездействие.

Во время пандемии я неплохо прокачался в плане работы с камерой. Делать было нечего, и я просто записывал всякие видосики. Поехал в Москву, потому что Москва — это главный кинорынок. Спустя год нахождения, нетворкинга, каких-то съемок у меня появился агент, и начало всё налаживаться. Потом началась война.

После 24.02.22 у Ильи возникли новые вопросы к себе. Что делать, если вдруг предложат сниматься в пропагандистском фильме? Какую степень открытости можно позволить себе на собеседованиях? Как реагировать на символы вооруженной агрессии — все то, что именуется теперь «Z-эстетикой»?

Я был один раз на пробах. Полный метр. Мы разговариваем с режиссеркой насчет сценария, и я смотрю, у нее маникюр Z на ногтях. Меня сразу обдало холодным потом, я уже вообще не слушаю, что она говорит. Потом я смотрю, у нее на чехле [телефона] Z. Я думаю: «А, ну, всё понятно». Еще сценарий был дерьмо. Всё очень объяснимо. Я говорю: «Знаете, давайте мы, наверное, не будем пробовать. Потому что мы с вами не сработаемся». «А что такое?». «У нас с вами очень разные взгляды. Давайте мы даже не будем время тратить, потому что я не хочу».

Ограничения сугубо профессиональные были для Ильи важной, но не единственной причиной, почему он все-таки решил сменить страну. Слушая его, я не могу отделаться от мысли, что сама новая реальность России выстраивала перед ним одно препятствие серьезней другого.

Комплекс причин: я не могу быть счастлив в семейном плане в этой стране, я не могу создать нормальную семью в этой стране, я не могу выражать свои политические взгляды. Ты чувствуешь вокруг себя огромный забор.

Фото из личного архива Ильи Ходырева

***

Илья говорит, что примерно через месяц после переезда в Германию избавился от страха перед полицейскими. Чувство, вполне рядовое россиянина, было в его случае обоснованным. В марте 2022 года, в Москве, вскоре после начала войны он вместе с друзьями попытался принять участие в протестной демонстрации и был задержан.

Это был Казанский вокзал. Мы шли не из метро, где тоже людей вязали, а с заднего входа, с тыловой стороны. Пустая площадь, куча ОМОНа, и нас пять человек: три парня, две девочки. Это 6 марта, пятница. У нас был план, что, если что, говорим, что мы едем на дачу. Подходят 10 омоновцев со всем обмундированием: «Что? Куда?». Мы говорим: «Вот, мы туда, туда, мы едем на дачу». На что омоновцы попросили наши паспорта. Мы отказывались их давать, потом омоновец вытащил электрошокер, начал махать им. Когда тебя окружают десять человек с оружием, то ты начинаешь больше «сотрудничать». Мы отдали паспорта. Еще какое-то время разговаривали. Потом нас отвели в «отстойник». Из телефонов успели удалить все, что могло «дискредитировать» армию. У меня там был пост с флагом Украины в инстаграме, — я все это выпилил, — и у нас забрали телефоны. Отвезли в участок. Очень милый, спокойный участок, — ничего такого.

В полиции они провели 10 часов. Илья отмечает фарсовый характер всех юридических процедур, — стражи порядка не составили даже протокол задержания. Через два месяца был суд. И сам Илья, и большинство его друзей получили по 20 тысяч рублей штрафа.

Я знакомился с делом, всё отфоткал. У меня была видеозапись нашего задержания, где нам угрожали, и всё это видно — по-тихому сняли. Был свидетель у меня. Мы всё описали. Судья Панова, довольно молодая судья с грязной головой, сидела и ухмылялась. Я написал также, что по европейской конвенции — бла-бла-бла — протесты, митинги не запрещены. Она говорит: «А вы это зачем написали?». Я говорю: «Потому что это факт». «А как вы относитесь к специальной военной операции?». Я говорю: «А это какое отношение имеет к делу?». И я начал «выруливать», — потому что когда ты в их лапах, ты не знаешь, где можешь оступиться.

Илья вместе с адвокатом попытался опротестовать приговор, но безуспешно, а ощущение бессилия перед огромной бездушной государственной машины сильно сказалось на самочувствии: возник неотступный страх, что могут задержать вновь, где угодно:

Я читал много новостей, и видел, как людей задерживают в метро по камерам наблюдения, если люди уже где-то были в базе. Я ходил в маске очень долго, в очках. Спускался в метро, чтобы лицо не распознали. Началась дикая паранойя, и я даже с психологом поработал немножко. Мне было очень страшно оставаться дома одному. Мне казалось, что сейчас они придут.

Стоит отметить, что желание открыто высказать свое несогласие с действиями российской власти было результатом довольно прихотливого пути. Из слов Ильи можно понять, что к режиму Путина он относился поначалу довольно легкомысленно. В 20 лет, едва приехав в Москву, даже пробовал заработать деньги в прокремлевском молодежном движении «Наши», — писал заказные тексты в Живом Журнале, в ту пору самой популярной в России социальной сети. Всерьез о происходящем в России стал задумываться во время событий на Болотной площади в Москве, — в 2011 году тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против фальсификации парламентских выборов.

Я понял, что что-то идет не так. Я начал интересоваться политической жизнью в России чуть более глубоко. Я ушел, естественно, из «Наших», потому что мне не понравилось всё, что происходит, всё это как-то неправильно. Они говорят: «Если ты будешь внутри, ты сможешь что-то изменить». Но в эту систему попадая, ты не можешь ничего изменить, потому что она заточена только на одно.

Его политическое взросление не осталось незамеченным в семье, — Илью не очень-то поддерживали родственники в Сибири. Ссоры с мамой у Ильи начались во время аннексии Крыма, в 2014-м. Она, как и путинский режим, считала эту территорию исконно российской. На убеждение у Ильи ушло несколько лет, — вернее, сам режим Путина вынудил ее увидеть то, что прежде казалось неочевидным. В сентябре 2022 года у матери Ильи уже не было никаких иллюзий: в России тогда объявили так называемую «частичную мобилизацию», на деле же это означало, что буквально любой мужчина призывного возраста мог быть отправлен на войну в Украине.

Утро, около 9 или 10 утра. Я готовлю яичницу, читаю новости. В итоге яичницу я приготовил, и она так и осталась стоять до вечера. Мне начинает звонить мама в истерике: «Тебя заберут, всё, конец, всё пропало. Уезжай». Я собрал чемодан. Написал лендлорду, что я не смогу больше оплачивать квартиру. Я уезжаю. У меня квартира в Петербурге. Вещи свои я отправил грузовой компанией в Петербург. Позвонил друзьям, что-то раздал им. Кто-то пришел, мы попрощались, и всё это было очень неожиданно. Купил билеты до Питера, и в этот же вечер уехал в Питер. На следующий день я уехал из страны. Вечером, на автобусе.

Я сидел в Финляндии, отходил и разговаривал с родственниками, с друзьями по телефону. Такое забавное чувство. Ты сначала думаешь: «Ну, всё, я здесь, я выбрался. Начинается новый этап. Кажется, это действительно эмиграция. Видимо, это всё с концами, и сейчас надо что-то делать. А в самолете меня так накрыло. Я летел из Хельсинки и просто рыдал. Я не мог остановиться. Я сидел в аэропорту около шести-семи часов, ждал и видел, как наши бегут. Подъезжают машины, и оттуда выносят собак, кошек, детей, бабушек, дедушек. И это русские, русские, русские. Они бегут-бегут-бегут.

***

В России Илья был самозанятым, теперь в Германии — Freiberufler, «фрилансер». Собственного агента пока нет, но зато уже зарегистрирован в разных актерских базах данных. Рассказывая о нынешних начинаниях, он вспоминает берлинский театральный проект, — Илья принимает участие в международном антивоенном перформансе «The Run: Refugee Rave». Московский опыт, по его словам, очень помогает и в немецкой жизни:

Тут такая же система, как в России. Ты подписываешься на местных кастинг-директоров, на режиссеров, на людей из индустрии. Ты постоянно находишься в поиске работы, перманентно. Но на сегодняшний день я снялся в двух фильмах. Один — документальный. Я сыграл сына Хрущева на русском языке. Но снимали его немцы, поляки и бельгийцы — огромный продакшен, было очень круто.

Предмет его особой гордости — первая главная роль в кино. Илья сыграл в дипломной короткометражке выпускницы киношколы Дортмунда. Персонаж как специально для него написанный: гей-мигрант из России пытается выжить в современной Германии и знакомится с парнем-немцем. Эта роль из тех, наверное, которые актер может писать самим собой — из собственного опыта черпать краски для персонажа. Илья против того, чтобы считать свой образ автобиографическим, но признает, что получившийся в итоге человек отличается от того, который был прописан в сценарии.

Сюжет в двух словах: парень из России, суперзастенчивый, у него borderline — синдром, с которым действительно при острой форме довольно сложно жить. Потому что тебе сложно справляться с собственными эмоциями. Он работает в Берлине на какой-то черновой работе. Он — гей, уехал из-за войны. Там появляется человек, который помогает ему справиться и с собой, и со всеми проблемами. Там есть тема мобилизации и того, что его родственники находятся в опасности из-за этого. Вопрос разделения семьи, когда одна половина за войну, другая половина против.

Очень удачно сложился наш тандем с режиссером, как мне кажется. Она не знает, что такое Россия, современная Россия особенно. И она позволила мне внести правки по тем моментам, которые не соответствуют действительности. Мне кажется, мы сделали неплохой срез того, как это бывает в семьях. По поводу того, что они разделены из-за разных взглядов на войну.

Об новой работе Илья рассказывает с жаром, — и, вероятно, не только потому, что съемки картины завершились совсем недавно. Для него это — первое серьезное знакомство с европейским съемочным процессом. Например, он впервые в жизни поработал с «координатором интимных сцен».

Коуч по постельным сценам проводила с нами ряд тренингов. Для нашего удобства мы вместе с ней сделали хореографию этих сцен, как мы целуемся, как мы… Понятно, что это не было зарепетировано так, что 10 секунд вы целуетесь, потом ты трогаешь его здесь, ты трогаешь его здесь. Нет, но какой-то примерный путь мы простроили, чтобы внутри можно было импровизировать, и чтобы, если что, ты понимаешь, куда тебе дальше идти.

Мне кажется, это очень искренняя работа. У меня были истории любви, постельные сцены какие-то с девушками в России на съемках, но интимные сцены с парнем были первый раз. Я так кайфанул. Это две разные вещи: постельная сцена с девушкой и с парнем. Я не знаю, может быть, конкретно здесь я был настолько расслаблен, мне ничего не надо было играть, мне ничего не надо было думать. Оно просто всё само рождалось и всё.

Для Ильи особенно ценно, что он играет гомосексуала, похожего на реального человека, — не карикатуру, не фарс, как это делается в России. Важно и обстоятельство сугубо личное. Для него это возможность выйти на новый уровень понимания с родителями.

Фото из личного архива Ильи Ходырева

Сыграв гея в кино, Илья рассчитывает на понимание и даже аплодисменты мамы: он в безопасности, он занят любимым делом. В своей гомосексуальности он признался ей еще в 16, в последнем классе школы. Иное дело — отец, с которым не было искреннего разговора и по сию пору. Илья надеется, что его первая серьезная киноработа позволит им познакомиться заново.

Потому что я хочу, чтобы мой отец знал меня. Знал то, кто я есть. Когда я снимался в фильме, то сказал ему: «Это фильм про русского иммигранта». И я опять, в очередной раз… Вроде бы всё, я уже сходил на свой первый прайд здесь, я всё это почувствовал. Всё, свобода. Радужный флаг deep in my heart. Но каждый раз всё равно этот ком в горле. Как я могу быть органично развитой личностью и вообще развитой личностью, как могу считать себя взрослым человеком, если у меня есть подобного рода секреты от родителей, если я всё равно нахожусь в позиции ребенка?

Широкая публика увидит ленту не раньше, чем через год. Вопрос открытый и то, каким будет название — все еще в работе. Илья рад, что в картине нет голливудского хэппи-энда. Финал там, скорей, открытый, что куда ближе к реальной жизни. Как многоточие можно описать и его нынешнюю жизнь:

Как я вижу себя? Я понимаю, что немцем я не стану — это факт. Неважно, как сильно я буду стараться избавиться от акцента, этого не случится. Всегда можно сниматься на английском. Такие варианты здесь, в Берлине есть. Со знанием русского языка и с русским акцентом можно играть многих славян. Можно в целом играть славян. Можно играть эмигрантов.

Когда ты находишься в неизвестности, то это очень дисциплинирует, потому что нужно конкретные шаги предпринимать, чтобы поддерживать свое ментальное здоровье, физическое здоровье, зарабатывать деньги, и еще пытаться как-то жизнь свою собрать. Война — причина того, что пошел этот внутренний рост. Я стал взрослее. Очень сильно. Я стал, мне кажется, лучше сопротивляться сложностям. И все мои «страдалки» — это всё в копилочку. Чем больше опыта, тем лучше ты актер. Мэрил Стрип сказала фразу, которая, мне кажется, отлично описывает профессию: «Take your broken heart, make it into art». Возьми свое разбитое сердце и преврати его в искусство. То есть сделай из своей боли искусство.

«Квир-беседы» : совместный проект квир-организации Quarteera и немецкого фонда Магнуса Хиршфельда.