Фиолетовая лента — символ кампании против домашнего насилия

Фиолетовая лента — символ кампании против домашнего насилия

Фото: Matias Chiofalo / Keystone Press Agency / Global Look Press

4 октября 2023 года на всех платформах вышел новый сезон подкаста «Дочь разбойника» «Мне за это ничего не будет», его делают журналистка Настя Красильникова и студия «Либо/Либо». В предыдущем сезоне «Ученицы» рассказывалось о насилии и педофилии в Летней экологической школе. В этот раз журналистка проанализировала громкие случаи харассмента в русскоязычной медийной среде.

В новом выпуске Настя Красильникова с соавторкой Полиной Агарковой разбирают публичные сообщения о насилии и домогательствах, которые появлялись с 2018 по 2022 год в русскоязычных соцсетях и СМИ. Выпуски посвящены следующим событиям: харрасмент со стороны главного редактора «Медузы» Ивана Колпакова, насилие со стороны кинокритика Егора Беликова, предпринимателя Андрея Гречко, владельца магазина комиксов и преподавателя НИУ ВШЭ Василия Кистяковского; домогательства журналиста Сергея Миненко и знатока телепередачи «Что? Где? Когда?» Михаила Скипского.

Republic поговорил с Настей Красильниковой о насилии в коллективе, беспристрастности при общении с отрицательными героями, о том, почему сообщество не верит, когда в насилии обвиняют его членов, и об угрозах от недовольных слушателей.

В материале есть нецензурная лексика

«Я обратила внимание, что так называемые «женские издания» пишут о своих читательницах, как о мусоре»

Как вы изначально решили заниматься вопросами женских прав и преступлений против женщин? Были ли конкретные эпизоды, которые повлияли на ваше решение?

— Я работала редактором в The Village и «Афише», занималась темами, связанными с социальной повесткой. Постепенно я обратила внимание, что так называемые «женские издания» пишут о своих читательницах, как о мусоре. Меня это сильно удивило, поэтому я погрузилась в тему и поняла, что в российском глянце действительно очень много женоненавистничества. Практически все подобные издания публиковали колонки в рубрике «Мужской взгляд» — мужчины рассказывали о том, какие женщины некрасивые, толстые, плохо готовящие борщ. Я завела телеграм-канал, в котором стала подобные примеры анализировать. Они никуда не делись. Буквально за несколько минут до нашего разговора я увидела анонс публикации Marie Claire, крупного европейского издания, с названием «Женщина-яд: 6 признаков, что вы уже травмировали своего ребенка». Это, конечно, не материал «Звезды с некрасивыми коленями», который мне попадался, однако он тоже играет с чувством вины женщин с детьми, которые и так ее испытывают. Это топорный и отвратительный ход, призванный напугать аудиторию. Подобная интонация никуда не делась, хоть глянец в России более-менее подох.

Потом в анализ добавились фрагменты из рекламы, в которой тоже есть много сексистских тропов.

Дело в том, что глянец часто существует за счет рекламы уходовых средств и одежды, которые помогают женщинам исправлять свою «неполноценность».

Недавно в Инстаграме (компания Meta признана властями России экстремистской. — Republic) я видела какого-то коуча, который записал рилс о том, что если вы женщина и у вас короткая стрижка, то вы уже забили на себя.