Кадр сериала «Слово пацана»

Кадр сериала «Слово пацана»

«Кинопоиск»

Российский сериал «Слово пацана» вызвал среди зрителей громкие дискуссии — о влиянии произведений искусства на общество, ответственности перед ним авторов и причинах успеха кино о бандитах. Российский драматург и педагог по сценарному мастерству Евгений Казачков рассказал Republic, что на самом деле становится причиной массового успеха, при чем здесь сотрудничество с властью и способна ли на что-то госпропаганда в искусстве.

— В декабре российских зрителей взбудоражил сериал «Слово пацана», его обсуждают, им восхищаются, его ругают. Откуда такой успех? Он попал в общественно-политический контекст в России?

— Это качественно сделанный драматический продукт, который и должен всех интересовать и задевать. Авторы понимают, как работает драма, как делать такого персонажа, чтобы его характер, история и проблемы цепляли аудиторию. Это может произойти в любой среде, в любом контексте, это не обязательно должно узнаваться аудиторией буквально, «у меня тоже так было, я там там жил, я помню эту панельку».

Узнаваемость — второстепенный фактор, хотя в данном случае она тоже работает. А [режиссер] Жора Крыжовников мастерски умеет улавливать и передавать атмосферу, характеры и детали. Люди 35–50 лет узнают эти интерьеры, экстерьеры, типажи и жизненные реалии. Это не значит, что все их узнают со знаком плюс, но тот факт, что это чья-то юность и что какая-то правда схвачена, конечно, добавляет сериалу популярности.

Но это, повторюсь, имеет второстепенное значение, потому что есть много проектов, которые достоверно показывают и время, и обстоятельства, но все равно не становятся такими народными и успешными. В каком-то смысле фильм «Груз 200» про то же время и довольно точный, но он не для широкой аудитории. Он для людей, скажем так, более сильных духом, рефлексирующих и готовых не развлекаться, а сразу идти к разговору о проблемах. А в «Слове пацана» есть развлекательный эффект в самом хорошем смысле. Мы смотрим на интересных героев в сложных обстоятельствах — что еще нужно?

Есть еще третий фактор успеха, и он вытекает из первого — из честности драматической истории. У нас дефицит честности в публичной и медиасреде. Не только в художественной, но и в публицистической, политической и новостной. Сейчас очень мало медийных личностей могут позволить себе быть откровенными, смелыми и идти до конца. И когда ты видишь персонажей, с которыми, может быть, ты не согласен, но они доводят до предела свои эмоции и желания, они отстаивают свои ценности, — тебя это захватывает. Не только потому, что это хорошо сделано, а потому, что вокруг искусственно создан дефицит откровенного и связанного с представлениями о ценностях, о справедливости. И даже если ты лично не поддерживаешь систему ценностей героев, тебя это все равно захватывает и очаровывает. Этот дефицит — это фактор успеха, который связан уже не с самим сериалом, а с обстоятельствами, которые сложились помимо него в обществе.

Евгений Казачков

Фейсбук

— А в чем смелость авторов? Многие сейчас пытаются увидеть в «Слове пацана» аллюзии на наше время, связать с политической ситуацией в стране, ищут намеки и аналогии с путинской властью.