Программа «Вечер с Владимиром Соловьевым»

Программа «Вечер с Владимиром Соловьевым»

Rutube Маргариты Симоньян

В этом месяце исполнится два года с начала полномасштабных боевых действий в Украине. Все это время российское телевидение, превратившееся в военно-пропагандистский рупор Кремля, работало не покладая рук. При этом рейтинги политических ток-шоу и новостных программ, резко взлетевшие в 2022 году, вскоре стали снижаться, и в 2023-м этот тренд закрепился. Это объясняется не только усталостью от пропаганды и общемировым сокращением телевизионной аудитории, но и возвращением в эфир развлекательного, мирного контента, запрос на который достаточно высок. Кино, сериалы и музыкальные телепередачи постепенно вытесняют общественно-политические программы. Причем россияне не только меньше интересуются программами Соловьева, Киселева и Скабеевой, но вдобавок массово отписываются от Z-каналов. Теряют просмотры и провластные СМИ. Подробнее об этом — в исследовании Republic.

Методика исследования

В публикации использованы данные исследовательской компании Mediascope (она утверждена Роскомнадзором как единый официальный измеритель аудитории всех ТВ-каналов и рекламных агентств). Republic изучил официальные рейтинги программ на федеральном телевидении России, ⁠которые показывают среднее количество человек, смотревших ⁠передачу, ⁠выраженное в процентах от населения, и их долю (от всей телеаудитории).

Для исследования была взята самая широкая возрастная аудитория, смотрящая телепередачи для взрослых, — 18–54 года, живущая в городах с населением свыше 100 тысяч человек, выбраны три основных пропагандистских ток-шоу, выходящих в будни, и пять воскресных итоговых новостных передач. Мы сравнили рейтинги этих программ буквально по неделям за 2022 и 2023 годы. Кроме того, в нашем исследовании дается оценка изменений предпочтений телеаудитории, которая стала терять интерес к новостям и социально-политическим передачам.

Mediascope измеряет рейтинги ⁠с помощью ⁠специальных приборов — пиплметров. Пиплметры устанавливаются на домашние телевизоры, ⁠участвующие в проекте TV Index, в рамках ⁠которого исследуются аудитории общедоступных телеканалов, рекламных ⁠агентств и операторов платного телевидения.

Процесс выглядит так. ⁠Участники ⁠проекта с помощью пульта управления обозначают момент начала и окончания просмотра телевидения. Прибор автоматически фиксирует, какой канал смотрит каждый из членов семьи, когда и в течение какого времени происходит просмотр. Эта информация хранится в памяти пиплметра, затем передается в базу проекта TV Index и потом обрабатывается. Как считается, благодаря такой методике, которая используется на всей территории России, измерения получаются более точными, оперативными и неангажированными, чем опросы телезрителей.