В издательстве «КоЛибри» в серии «Исторический интерес» выходит книга «Шум. История человечества: Необыкновенное акустическое путешествие сквозь время и пространство».

Как звучало прошлое? Каким был мир без автомобилей, самолетов и электричества? Что слышал человек, гуляющий по улицам средневекового города, или даже в эпоху первых цивилизаций, когда на Земле было еще так малолюдно? Историк, журналист и музыкант Кай-Ове Кесслер знакомит нас с самыми разными источниками шума, как природными, так и связанными с прогрессом и развитием технологий, и представляет историю человечества в необычном и захватывающем ракурсе.

«Изучение истории шума сопряжено с одной проблемой. Шумы и звуки мимолетны и исчезают без следа. Только в конце XIX века появилась возможность их сохранения и воспроизведения. Чтобы описать звучание предшествующих эпох, мы должны искать другие источники: дневники, рассказы путешественников, репортажи, судовые журналы, а также картины, рисунки, скульптуры, рельефы, результаты измерений, архитектурные планы, механические конструкции, чертежи, данные психоакустики, анатомические исследования и даже археологические находки…»

Насколько опасен шум сегодня?

В 1993 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что постоянный шум представляет серьезную угрозу здоровью людей, игнорировать которую невозможно. С тех пор особенно активно ведется изучение возможных последствий шумового загрязнения для здоровья человека. Дебаты по данной теме проходят на фоне акций по борьбе с шумом, проведения измерений и учета показаний, установления предельно допустимых значений, введения мер звукоизоляции. В странах ЕС 170 млн человек признаются, что живут в областях, где в течение дня им сильно мешает шум. От 5 до 15% граждан ЕС жалуются на серьезные нарушения сна. В течение нескольких лет численность немцев, принимающих снотворные или успокоительные, выросла более чем в 2 раза. Если в 2018 г. таблетки требовались ежедневно или почти ежедневно 710 000 человек в возрасте старше 14 лет, то в 2021 г. таких насчитывалось уже 1,55 млн. Эти данные получили в результате опроса более 20 000 человек в рамках анализа потребления и исследований медиа (VuMA).