Ровно 100 лет назад, 25 сентября 1924 года в московском электротеатре «Арс» состоялась премьера художественного фильма Якова Протазанова «Аэлита» — первой советской научно-фантастической картины (и, вероятно, первого в мире полнометражного фильма о космическом полете).
Несмотря на огромный зрительский успех, фильм был холодно встречен советской критикой, а некоторые деятели культуры даже призвали «установить жесткий партийный контроль над идеологически сомнительным режиссером Протазановым».
Перипетии создания знаменитой картины — в отрывке из книги словенской исследовательницы Натальи Майсовой «Советская кинофантастика и космическая эра. Незабвенное будущее» (русский перевод вышел в издательстве Библиороссика / Academic Studies Press);
Наикратчайшее изложение сюжета фильма (снятого по одноименному роману А. Н. Толстого): в 1921 году в Петрограде инженер Лось получает из космоса загадочный радиосигнал «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» и понимает, что это послание с Марса. Тем временем на Марсе (которым управляет зловещий Тускуб, жестоко эксплуатирующий местный пролетариат) королева Аэлита наблюдает за Землей в большой телескоп и удаленно увлекается Лосем. Построив свой корабль, Лось убивает из ревности жену и улетает на Марс, прихватив с собой красноармейца Гусева и работника органов Кравцова. На Марсе Аэлита встречает землян. Лось увлекается ею. Гусев поднимает восстание рабочих, однако Аэлита предает восставших, и Лось убивает ее. Тут Лось просыпается и понимает, что полет на Марс ему приснился, жена по-прежнему жива, а загадочный сигнал оказывается рекламой шин. Лось сжигает чертежи корабля со словами: «Незачем мечтать о Марсе, когда так много настоящих дел на Земле!»