Вашингтон, 18 марта 2025 года. Вице-президент США Дж. Д. Вэнс приветствует участников Саммита американского динамизма перед своим выступлением о поддержке американской промышленности и рабочих

Вашингтон, 18 марта 2025 года. Вице-президент США Дж. Д. Вэнс приветствует участников Саммита американского динамизма перед своим выступлением о поддержке американской промышленности и рабочих

Jim WATSON / AFP / Scanpix

Кто занимал должность вице-президента США в 2016–2020 годах, в период первого срока Дональда Трампа? Это вопрос, способный заставить крепко задуматься даже тех людей, которые в те годы внимательно следили за американской политикой. Потому что Майк Пенс едва ли дал им повод для воспоминаний о его скромной персоне.

Он практически не попадал в новостные заголовки, рассматривался СМИ как унылая фигура без политического будущего и «верный солдат Трампа», готовый во всем соглашаться с первым лицом и не затмевать его публичный имидж. Евангельский христианин и противник абортов Пенс также помог трижды женатому Трампу привлечь колеблющийся ультраконсервативный электорат.

И стоило Пенсу проявить нелояльность — а точнее, отказаться в 2020 году использовать статус председателя Сената для откровенной авантюры по непризнанию победы Джо Байдена на выборах, — как он стал персоной нон грата для Трампа и всего MAGA-движения. В ходе захвата Капитолия в 2021-м протестующие призывали повесить Пенса и принесли с собой бутафорские виселицы, а Трамп с тех пор иначе как бредовым слабаком бывшего соратника не называл.

Едва ли это был союз, построенный на взаимоуважении: один из давних советников нынешнего президента рассказывал, что тот считал семью Пенсов «деревенщинами» и, например, за глаза высмеивал их за перевоз в Обсерваторию Номер Один своих многочисленных домашних животных. Впоследствии же Трамп и вовсе описывал Пенса как неудачника, которого чуть не отстранили от должности губернатора Индианы, пока в 2016-м он «не пришел и не назначил его вице-президентом».

Эти детали очень важны для понимания трампизма как стиля комплектования своей «гвардии».

У Трампа есть четкое представление о том, что фигуры из его окружения (более широко — все республиканцы) должны всецело сочувствовать его взглядам и решениям, не пытаясь их критиковать и уж тем более претендовать на политическую самостоятельность.

Если же кто-то «смелеет» — будь то Пенс, Рон Десантис или Митт Ромни, — Трамп закатывает настоящую истерику с оскорблениями, называя «провинившихся» RINO и рассуждая о нелояльности.

Ведь почти все политики-республиканцы, как считает Трамп, обязаны своей карьерой ему лично, из-за чего он смотрит на них как на креатуры и не прощает им отклонений от генеральной линии партии. Это черта, роднящая американского президента с его российским коллегой, который уже давно поселился в эхо-камере из во всем с ним соглашающейся, тщательно отобранной номенклатуры без собственного мнения и амбиций. И она также неплохо объясняет, почему в 2024 году Трамп выбрал в вице-президенты Джей Ди Вэнса — причем тоже через российскую аналогию.