Государство имеет право экспериментировать с «АвтоВАЗом» только на «лишние» деньги. Помогать одному предприятию и одному городу в ущерб национальным социальным программам нельзя. В 90-е годы ситуация, аналогичная тольяттинской, наблюдалась в десятках городов – в основном, в связи с крахом оборонки и тяжелой промышленности, которые вдруг оказалась невостребованными, но тогда правительство даже и не пыталось выправить положение и объясняло это, в основном, безденежьем. С начала нового века ситуация с деньгами изменилась: только на экспорте сырья страна заработала более 2 триллионов долларов, но почему-то попытка решать в комплексе социальные вопросы моногородов предпринимается только сейчас, когда страна еще не вышла из кризиса. Похоже, что на примере «АвтоВАЗа» государство пытается наконец-то отработать политику в отношении всех моногородов и стратегических предприятий. Конечно, в Тольятти развита и другая промышленность, и потому это далеко не самый типичный моногород, но все равно именно автомобилестроение является профильным направлением деятельности и местом работы для десятков тысяч людей. Поэтому я бы рассматривал Тольятти как полигон, экспериментальную зону, где будет опытным путем решен вопрос с занятостью в моногородах, а сам опыт, если окажется успешным, вероятно, будет в будущем использован во многих и многих городах России, где уровень безработицы может достичь критического уровня. С точки зрения перспектив восстановления бизнеса на «АвтоВАЗе», как я уже писал и говорил, – все весьма сомнительно. Ситуация осложнена и тем, что у Renault – стратегического инвестора предприятия – нет средств для дополнительных вложений без ущерба для собственного бизнеса, и получается, что в его интересах отдуваться будут российские налогоплательщики. Кроме того, надежда на то, что западный опыт и западные комплектующие смогут качественно повлиять на производство, уже не оправдалась. Например, та же «Шевроле Нива», которую разрабатывали и доводили с General Motors, так и осталась традиционно советской моделью в плохом смысле этого слова. С другой стороны, понятно, что в настоящий момент государство, в принципе, способно выделить 55 миллиардов рублей на поддержку «АвтоВАЗа», но вопрос, на самом деле, в том, не пойдет ли это в ущерб другим программам национального значения, не будут ли урезаны бюджеты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение? Если все эти затраты сохранятся хотя бы на уровне прошлого года, то помощь «АвтоВАЗу» Тольятти может быть признана и оправданной. Иначе говоря, государство может «поиграть» и поэкспериментировать только на «лишние» деньги, а вот рисковать за счет остальных социальных статей было бы, пожалуй, неправильно.