Вопрос о создании ведомственной службы, которая бы контролировала работу домашних сетей и операторов кабельного телевидения, назрел давно. Если брать города-миллионники, может доходить до того, что на рынке работают 100 и более операторов, предоставляющих услуги кабельного ТВ и доступа в интернет для жилых домов. Понятно, что это очень большое число, и присутствие множества мелких компаний, предоставляющих телекоммуникационные услуги, часто приводит к злоупотреблениям и нарушениям. Во многом проблема заключается в том, что на сегодняшний момент нет единой консолидированной схемы вхождения того или иного оператора в тот или иной муниципальный дом. В итоге многие операторы работают не на законных основаниях и без уведомления ТСЖ (товарищество собственников жилья), а просто проложив кабель и расклеив в подъезде рекламные листовки, за счет чего и получают начальную абонентскую базу. Все чаще можно столкнуться с проблемой концентрации операторов. Один дом могут обслуживать сразу 10 операторов, а другой – два-три или вовсе один. В последнем случае жильцам особенно не из чего выбирать, и часто приходится мириться с плохим качеством предоставления услуги: высокой ценой, отсутствием полноценной службы поддержки, частыми перебоями в работе…
Операторы старого советского образца вроде МГТС или Северо-Западного Телекома прокладывали свои каналы в закрытом варианте и были видны лишь у абонента дома, тогда так нынешние домашние сети зачастую разводят все так, что провода болтаются на стенах зданий в открытом доступе, у всех на виду. С одной стороны, выглядит это, мягко говоря, не слишком эстетично, а с другой – открывает простор для вандалов и злоупотреблений в конкурентной борьбе (воровство оборудования, порча проводов).
Кроме того, появляются компании, приближенные к людям и органам, ответственным за ведение хозяйств в муниципальных домах, которые начинают собирать с операторов «дань». В этом бы не было ничего плохого, если бы эти компании следили за качеством предоставления услуг и пресекали бы многочисленные нарушения, но этого не происходит. Как часто бывает в России, закон не для всех работает одинаково и сумма отчислений напрямую зависит от близости оператора к местным властям.
Проблема совсем другого уровня – нелицензионный контент в домовых сетях, объемы которого исчисляются десятками и сотнями гигабайт. Многие провайдеры сами предоставляют абонентам площадку и хранилище для фильмов, музыки, компьютерных игр и программного обеспечения, которые становятся доступны всем членам сети. Естественно, об авторских правах и отчислениях правообладателям никто не задумывается.
Конечно, последняя проблема не связана с жилищным хозяйством, но она крайне актуальна и тормозит развитие в России услуг IPTV и «видео по запросу». Действительно, какой смысл платить за цифровой контент, если все можно бесплатно скачать из локальной сети?
Возможно, вопросы жилищного хозяйства и нарушения авторских прав в домовых интернет-сетях должны решаться разными ведомствами, но разбираться с этими проблемами надо, иначе тот хаос, который наблюдается сейчас, не только не исчезнет, но даже усилится.
Другое дело, что появление новых регуляторов на рынке – это всегда риск как для продавцов, так и для покупателей. Для операторов риск в том, что могут возрасти издержки, суммы отчислений, та самая «дань». Но крайними в таких случаях обычно оказываются простые пользователи. Если делать все правильно и по закону, то никаких рисков для абонентов по идее быть не должно. Но я не исключаю возможности того, что на время перехода к новым рыночным условиям операторы могут повышать цены на свои услуги, технические сбои могут участиться, а отдельные игроки и вовсе могут покинуть рынок, что, опять же, не станет приятной новостью для абонентов, которым спешно придется подключаться к новому оператору.