Видит Бог, я не виноват. Намерения два дня подряд писать о «модернизацияхинновацияхконсолидациях» у меня не было, но подтверждение вчерашней новости о том, что Владимир Путин в противовес президентской комиссии по модернизации (утвержденный бюджет – 10 миллиардов рублей) возглавил правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям (предполагаемый бюджет – 620 миллиардов рублей) оказалось слишком забавным. Судя по утренней прессе – это самая главная новость, во всяком случае, на сайте разместивших ее «Ведомостей» – самая читаемая. Собирался я писать совсем о другом. В течение долгого времени пытался добиться от тех, кто занимался пиаром «медведевского курса» в блогосфере, простого ответа на простые вопросы. Кто такие «медведевцы»? Куда они двигаются вместе с Медведевым? Как следует с ними взаимодействовать? Что такое «модернизационная партия»? Все эти клише не я придумал: их употребляли несколько человек, призывавших не задавать власти лишних вопросов, зря ее не раздражать, а поддержать Медведева. В чем именно, как, зачем, да и просит ли он об этом? – ответом на такие вопросы все чаще становился мат. Это еще ничего. Это еще по-русски. Это еще понять можно. А то так ведь в ответ слышались всякие «кластеры» да «хабы». И прочие странные слова. И вот, вроде бы стало ясно, что «медведевцы» – это те, кто собирается сесть на модернизационные бюджеты, занять особое положение в инновационных резервациях, контролировать зарубежные контакты в области хайтека и возможные иностранные инвестиции в эту сферу. То, что им абсолютно не нужна и даже вредна политическая модернизация, совершенно очевидно. Описанное в интервью Владислава Суркова обособленное развитие инновационных отраслей подразумевает дальнейшую атомизацию общества, изоляцию от него тех, кто занят в этих отраслях, создание некой суперэлиты в противовес той, что сложилась в прежние годы на основе сырьевой экономики и устаревших производств. Причем элиты, с самого начала укореняющейся за рубежом, а не только и не столько внутри страны. Тема эта, действительно, стратегическая и заслуживала бы отдельного рассмотрения, да вот только сдается мне, что прежняя элита подобного не допустит, в свободное плавание инновационные капитаны не отправятся. Точнее сказать, капиталы, а не капитаны. Путин не отпустит. Его приоритеты давно определились, тут гадать нечего: достаточно вспомнить безудержную поддержку Дерипаски, автопрома и коррупционно емкого закона о торговле лекарствами. Примеры из разных областей, причем никак не связанных с основной сферой его интересов – углеводородами. В отличие от оценки планов Медведева и состава «медведецев», никаких фантазий и предположений: информационная лента за год, ничего более. То есть, надо сделать вывод, что никакой модернизации не предвидится? И да, и нет. Нет, потому что ее и так не предвиделось. Модель обособленного развития инновационных отраслей, по сути своей, антимодернизационна. Это всего лишь схема распила бюджетных и предполагаемых частных инвестиций, в том числе и зарубежных. Вся деятельность государства направлена на то, чтобы не допустить частной инициативы. Между тем, вне этих схем, эта самая инициатива существует, и на ее основе все-таки происходит развитие. И потому сохраняется модернизационный потенциал как в экономике, так и в обществе. Но реализуется он в условиях принципиально антимодернизационной – несмотря на все «Россия, вперед!» и прочие стратегии-2020 – политики государства. Стратегически, сущностно антимодернизационной и антиинновационной. Ценой от 10 до 620 миллиардов рублей.