Предложение Путина

об освобождении научных, медицинских и образовательных коммерческих организаций от уплаты налога на прибыль на восьмилетний срок и на первый, и на второй взгляд представляется более чем разумным. Дело в том, что наши системы образования и здравоохранения, пока почти полностью финансируемые государством, в сегодняшнем их виде вызывают многочисленные нарекания при достаточно весомых бюджетных расходах. Ситуация мало изменилась по сравнению с советскими временами, хотя, казалось бы, прошло уже 20 лет и, пожалуй, зашла в тупик. Школы – бедные, местные поликлиники – убогие и плохо оборудованные, и это лишь вершина айсберга. Получается, что выделяемые государством средства не приводят к требуемым результатам, население качеством услуг не удовлетворено, а тенденций к улучшению не прослеживается, если не сказать об обратном. В мире, в развитых странах, совсем иная структура потребительских расходов семей, чем у нас. Мы тратим деньги преимущественно на текущее потребление – еду, одежду и развлечения, так как больше – просто не на что. В мире же существенная часть семейных расходов связана с образованием и здоровьем, что нормально, так как не только едой, одеждой и развлечениями жив человек – сохраняется и развивается человеческий капитал. Плюс к тому, «длинные деньги», накапливаемые семьями для образования детей и на случай болезни, размещенные в банках и других финансовых институтах, дадут надежный источник для инвестиций в финансирование роста нашей экономики, которого сегодня финансовой системе явно не хватает. Так что, на мой взгляд, предложение премьера выглядит одним из логичных способов нормализации ситуации. Представляемые налоговые льготы должны стимулировать повышение качества образовательных и медицинских услуг, которые будут оказывать частные учреждения, и которые должны породить желание платить и сформировать спрос, так что, в конце концов, эти услуги станут рассматриваться как необходимый элемент семейного бюджета. Конечно, нет гарантии, что такой подход позволит коммерческим структурам развиться в достаточной степени быстро, но, по крайней мере, это даст правильный импульс. Понятно, что на первом этапе, примерно на протяжении 5–10 лет, коммерческие организации в сфере образования и здравоохранения будут далеки от идеала с точки зрения качества. Это время потребуется для того, чтобы активизировалась конкуренция, начались процессы самоорганизации и разработки внутриотраслевых стандартов качества. Вполне логично и то, что Путин говорит именно о восьми годах налоговых льгот, поскольку это стандартный срок выращивания уже действующего бизнеса, и поэтому можно предполагать, что данная мера будет способствовать не столько появлению новых коммерческих структур (хотя и этому в том числе), сколько развитию уже существующих. Я бы не стал говорить, что освобождение от уплаты налога на прибыль сильно ударит по бюджету, поскольку число коммерческих организаций в сферах науки, образования и здравоохранения чрезвычайно мало. Если судить по тому, что рекламируется на телевидении, то можно подумать, что у нас есть только наркологическая клиника Якова Маршака. Да, следует признать, что у нас в стране по-прежнему нет крупных коммерческих медицинских структур, самая крупная компания имеет оборот 100–150 миллионов долларов, и инвестиции в эту область не идут, поскольку в системе имеющегося спроса не удается зарабатывать столько, чтобы можно было динамично развиваться. С этой точки зрения, появление новых образовательных и медицинских коммерческих структур можно только приветствовать. Конечно, речь не идет о том, чтобы переложить большую финансовую нагрузку с государства на потребителей, речь идет о частичном перераспределении расходов, которое может дать положительный эффект и предоставить населению больший выбор. Замечу, что проблемы в сфере здравоохранения остры и в более чем развитых странах. Совсем не случайно, что одним из первых шагов, предпринятых Бараком Обамой на посту президента США, стала реформа в области медицинского страхования.