Процессы, происходящие в американском бизнес-образовании, опять не дают покоя журналистам, пишущим о его российском аналоге. Теперь, в связи с огосударствлением экономики, пошли разговоры об обязательности преподавания курсов GR в программах МВА. Оправданием такого обновления программ МВА служит тот факт, что без знания «коридоров власти» бизнес не сделать. Запевалой здесь опять выступает Рубен Варданян, крупный специалист по GR, сумевший в качестве председателя попечительского совета школы «Сколково» сохранить президента страны. Конечно, это обстоятельство сильно способствует «продвижению» весьма дорогих программ «Сколково», однако, кто еще может позволить себе подобное, и стоит ли из-за этого «знания» жертвовать другими элементами учебных программ? Причины введения социально-политических курсов в США понятны. Правительство страны действует в рамках законодательства и в соответствии с определенной, весьма прозрачной, логикой. Более того, процесс обновления учебных программ в этом направлении начался почти десять лет назад, после знаменитых корпоративных скандалов, самым известным из которых был крах компании «Энрон». Тогда стало ясно, что принципы корректного корпоративного управления должны быть дополнены ориентацией на долгосрочное развитие компаний и их социальную ответственность. Последняя проблема никак не может быть решена без связи с государством. Что же мы имеем в России? Как обычно, некоторое «кривое» отображение происходящего в развитых странах. Так, министр финансов когда-то сформулировал «правильные» принципы взаимодействия компаний и государства: не минимизировать налоги, не лезть в политику и не поддерживать институты, неугодные государству, в лице его нынешних представителей. Таким образом, за рубежом формулируют некие универсальные принципы, инвариантные по отношению к тому, кто президент, Буш или Обама, а у нас такие принципы всегда сиюминутны и поэтому прагматичны. Могут ли они стать элементами образования? На мой взгляд, это весьма сомнительно. Еще одно соображение, связанное с предложениями о введении элементов GR в программы российских бизнес-школ. В США уже много десятилетий реализуются программы МРА (Master of Public Administration), в рамках которых людей готовят к государственной службе. У нас до сих пор эти программы не получили распространения. А ведь именно при их реализации американцы накопили и обобщили опыт функционирования государственных институтов и их взаимодействия с бизнесом. Кто и на каком материале будет читать соответствующие курсы у нас? Кто предложит проведение мастер-классов по борьбе с коррупцией или лоббированию корпоративных интересов? В России до сих пор вследствие непрозрачности многих бизнес-процессов проблемой является сбор материала для более или менее реалистичного бизнес-кейса (при этом представители бизнеса жалуются, что в российских бизнес-школах используется мало российских кейсов). Что уж тут говорить о GR? Иными словами, читая рассуждения о необходимости отражения реалий нашего государства в программах бизнес-школ, невольно вспоминаешь старый анекдот о служителе зоопарка, которого спросили: «Правда ли, что тигр может съесть 20 килограммов мяса в день?» Ответ был прост и точен: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?»
Реальность в программах бизнес-школ
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Кто и на каком материале будет проводить у нас мастер-классы по борьбе с коррупцией или по лоббированию корпоративных интересов
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...