Новые менеджеры любят менять вывески. Вот и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев недоволен брендом ввереной ему авиакомпании и хочет изменить его – в кратчайшие сроки. На следующей неделе завершится прием заявок от желающих поучаствовать в смене имиджа главного авиаперевозчика страны. Но, по мнению экспертов, основные проблемы «Аэрофлота» – не в бренде как таковом: перестраивать нужно всю систему продаж авиакомпании, особенно за рубежом.

О том, что в «Аэрофлоте» готовится изменение бренда, Slon.ru рассказал источник, знакомый с ходом тендера. Первоначально авиакомпания хотела выбрать агентство, которое организовало бы ей рекламную кампанию в связи в переездом в собственный терминал в аэропорту Шереметьево. Заселение в терминал D уже официально перенесено на 1 января 2010 года. «Аэрофлот» вовсю готовится к этому событию и забронировал площади для его рекламного сопровождения.

Однако потом перевозчик скорректировал задание: необходимо не просто проинформировать граждан о смене прописки «Аэрофлота», но и подкорректировать бренд. Директор департамента корпоративных коммуникаций авиакомпании Лев Кошляков подтвердил, что

готовится изменение концепции бренда

 
Прямая речь

«Концепция бренда «Аэрофлота» будет изменена»

Директор департамента корпоративных коммуникаций «Аэрофлота» Лев Кошляков
об изменении бренда «Аэрофлота»: 

Объявлен конкурс на креативное решение по бренду. Понятно, что концепция бренда «Аэрофлота» будет изменена. В процессе этих изменений может исчезнуть, измениться или дополниться и слоган авиакомпании. Больше ничего до объявления итогов тендера и рассмотрения концпеций сказать не могу.

 
. Глубину возможных изменений авиакомпания не обозначила. Должны ли они коснуться бессмертных крылатых серпа и молота, начертаний букв, корпоративных цветов – зависит от проекта, который представит победитель тендера. Пока агентствам в устной форме сообщили, что Савельев очень хочет изменить бренд, а особенно ему не нравится слоган «Искренне ваш». 5 октября тендерная комиссия закончит прием заявок. 

«Аэрофлот» периодически проводит неоднозначные эксперименты со своим брендом и его продвижением, тратя на это миллионы долларов. Достаточно вспомнить рекламные ролики «Аэрофлота» с летающими слонами, не сходившие с экранов телевизоров в конце 90-х годов прошлого века. Авиакомпания, в которую тогда только пришла команда Бориса Березовского, тем самым хотела продемонстрировать свою силу и мощь, и эту кампанию, конечно, многие запомнили. Однако на уровень продаж и отношение клиентов к бренду она не повлияла и считается провальной. Затем была предпринята попытка ассоциировать «Аэрофлот» с душевностью, но ее постигла та же судьба, что и летающих слонов.

Очевидно было, что с брендом нужно срочно что-то делать, но на серьезные изменения «Аэрофлот» решился только в 2004 году. Перевозчик тогда задумывался о вступлении в глобальный международный альянс, проблема восприятия компании, особенно иностранными потребителями, стала еще серьезнее. Именно тогда в логотипе авиакомпании появилась «улыбка», а на хвостах самолетов – развевающийся российский флаг. Но советское наследие в виде серпа и молота с фюзеляжей самолетов так и не исчезло. Решится ли Савельев с ними расстаться, пока неизвестно, но можно предположить, что человек, работавший в АФК «Система» во время радикального ребрендинга МТС, не станет дрожать над старыми символами. В любом случае, эксперты ждут, что новый бренд «Аэрофлота»

утратит оттенки «а ля рюс»

 
Прямая речь

«Бренд «Аэрофлота» должен быть без оправданий и «а ля рюса»»

Источник Slon.ru, знакомый с ходом тендера
о необходимости менять бренд «Аэрофлота»:

Савельев правильно понял, что позиция бренда «от души» – хорошая мина при плохой игре. Что-то вроде: у нас не очень хороший продукт, но зато мы «наши», «от души» и вообще «искренне ваши». Для компании, у которой лучший в России и лучший среди многих европейцев продукт, такая идея ущербна и ограниченна. Бренд «Аэрофлота» должен быть без оправданий и «а ля рюса».
 
и недостаток гордости в позиционировании. 
Впрочем, о смене имиджа в «Аэрофлоте» вряд ли задумались лишь в связи со сменой руководства. Гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак уверен, что новый ребрендинг – только одно из доказательств недовольства продажами авиакомпании, прежде всего за рубежом. Это хроническая болезнь «Аэрофлота»: если в России его лидерство практически неоспоримо, то

за границей его продажи низки

 
Прямая речь

«Репутация «Аэрофлота» в глазах иностранных пассажиров равна нулю, и это очень несправедливо»

Гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак
о планах «Аэрофлота» по изменению бренда:

Все, что в «Аэрофлоте» делалось с брендом, было ужасно устаревшим. Впрочем, я думаю, что человек, который рядом был с МТС, что-нибудь посовременней сделает. И за последние десять лет это уже третий или четвертый ребрендинг «Аэрофлота». Это явно отражает некую неудовлетворенность менеджмента делами на коммерческом фронте, которые далеки от совершенства. Ведь брендинг делается для того, чтобы продавать лучше. Но ведь истинные причины не лучшего состояния в коммерции лежат куда глубже и требуют более серьезных изменений всей системы продаж и работы с клиентами.
Вот они примитивно смотрят на вещи. Часть руководителей «Аэрофлота» считала, что достаточно просто купить хорошие самолеты, и тогда пассажиры со страшной скоростью начнут покупать билеты. Некоторые из руководителей считали, что нужно наливать побольше водки и поставить в салон красивых девушек, и тогда пассажиры со страшной скоростью начнут покупать билеты. Но все это не так: пассажиры бегают покупать билеты по совершенно другим причинам, и скорость бега зависит от репутации компании и ее привлекательности.
Репутация «Аэрофлота» в глазах иностранных пассажиров равна нулю, и я считаю, что это очень несправедливо. Но это так. До самого последнего времени иностранных пассажиров не было на борту вообще. В последнее время становится лучше. За границей билеты практически не продаются, за исключением тех стран, где есть большие русские общины. Основные продажи – в России. Вот что нужно менять.
 
– за исключением стран вроде США или Германии, где большие русские общины. И как бы российский перевозчик ни старался, большинство иностранцев, прилетающих к нам, предпочитают услуги родных авиакомпаний.