Предложение МЭРТ по упрощению миграционного режима для высококвалифицированных работников само по себе вполне безобидно и разумно. Нет ничего плохого, когда в ту или иную страну приезжают работать иностранцы. Любой инновационный путь развития экономики предполагает, что страна становится частью глобального рынка, в том числе и в кадровой сфере. Специалисты переезжают с места на места, «опыляя» одну страну за другой, и это давно стало нормой на Западе. Иностранных работников часто привлекает то, что на развивающихся рынках перспектив карьерного роста гораздо больше. С этой точки зрения есть определенная логика в том, чтобы приехать на работу именно в Россию.

С другой стороны, существующие неудобства вряд ли остановили бы желающих оформить рабочую визу и попасть в Россию на временной основе, и мне сложно представить, что российские бюрократические процедуры могли стать хоть сколько-нибудь весомым препятствием для потенциальных работников. Иными словами, все, кто хотел, и так получали все необходимые документы, а потому не стоит ожидать, что произойдет заметное увеличение притока иностранных умов. МЭРТ, фактически, ратует за то, чтобы немного облегчить приезжающим профессионалам жизнь. Что ж, такую идею можно только приветствовать. Однако, повторюсь, каких-либо заметных позитивных сдвигов от упрощения миграционного режима ожидать не стоит. И уж тем более не стоит говорить о значительном улучшении инвестиционного климата или надеяться, что произойдет инновационный скачок. Да, не секрет, что на определенном этапе жизненного цикла многим российским компаниям требуются зарубежные специалисты. Это происходит тогда, когда компания планирует перейти на новую ступень развития – скажем, сделать IPO или подготовить компанию к продаже зарубежному стратегическому инвестору. В таких случаях нелишним бывает, чтобы менеджмент компании был понятен и близок по менталитету потенциальным инвесторам, и иностранные сотрудники, занимающие руководящие кресла, могут быть очень кстати, даже если они по профессиональным качествам уступают своим российским коллегам. На самом деле в этом нет ничего плохого, и это вполне естественный процесс. Вспомним «Вымпелком», которым долгое время руководили иностранцы. Александр Изосимов, нынешний руководитель зарубежной компанией Vimpelkom, возглавил компанию позже. В силу незрелости отдельных отраслей и сегментов рынка привлечение зарубежных профессионалов – вполне оправданная тактика. Например, в связи, пиве, соках, стали, нефти иностранцы уже не нужны и если они там есть, то, значит, российских аналогов подобрать просто не удалось. Но следует понимать, что проблема инновационного развития лежит вовсе не в нехватке иностранных профессионалов. Ключевая сложность в том, что в России по-прежнему сохраняется (и даже увеличивается) ориентированность экономики на сырьевую составляющую. Задача правительства заключается в том, чтобы переломить эту ситуацию. Для этого спрос со стороны государства на инновации должен быть гораздо более ярко выражен и доступен для более широкого круга участников, и, кроме того, должны быть задействованы механизмы побуждения компаний к диверсификации производства. А пока бизнесу выгоднее продавать сырье, а не продукты с большой добавленной стоимостью, об истинной заинтересованности в инновациях речь не идет. И иностранные сотрудники тут ничем помочь не могут.