Мы сейчас можем почувствовать преимущества России, где в отличие от многих стран не сворачиваются пенсионные программы. Первоочередные задачи – это, во-первых, создание закона о статусе ПФР. Сегодня нормативная база, на основе которой функционирует фонд, – устарела. Надо определить место ПФР в системе органов власти и управления, его сотрудники должны быть госслужащими. Надо определить, в чьей собственности находятся средства ПФР: в каком случае они должны рассматриваться как собственность граждан, в каком как собственность государства. Во-вторых, это судьба накопительной части трудовой пенсии. Нужно рассмотреть вопрос о возможности инвестирования пенсионных накоплений в ипотечных программах. Третья задача – проблема досрочных пенсий. В настоящее время 37% пенсионеров уходят на пенсию досрочно. Никаких дополнительных взносов при этом работодатели не платят. Во-первых, это создает ситуацию, когда одни платят за других (порой, не за самые бедные компании). Во-вторых, не стимулирует работодателей бороться за безопасность условий труда. Им наоборот выгодно, когда больше работников работает на производстве с вредными условиями. Получается, что многие проблемы в данном случае перекладываются с бизнеса на государство. Семь лет в Госдуме лежит законопроект о профессиональных пенсионных системах. Пора его принимать.Выступление на конференции «Реализация нового пенсионного законодательства и актуальные проблемы развития пенсионной системы»