Недавно я столкнулся с мнением, что якобы 97% всех стартапов неудачны: преодолеть финишную ленточку и превратиться в настоящий бизнес удается лишь 3% новых компаний. На мой взгляд, это очень некорректная оценка. При детальном рассмотрении картина может получиться совсем другой, а процент успеха компаний, получивших финансирование, и профессиональных инвесторов гораздо выше. Для этого необходимо принять во внимание ряд поправочных коэффициентов. Прежде всего, соотношение 97-3 относится явно не к профинансированным проектам, а ко всем подряд. Многие из тех, кто называют себя стартапами, вряд ли когда-нибудь получили бы инвестиции. Учет подобных команд, где кто-то собрался на кухне, начал производить какой-то код, но не получил денег, только портит статистику. Второй фактор, который влияет на картину, – самочувствие стартапов на разных этапах финансирования. У инвесторов этих стадий – «посевного» финансирования, ранней стадии, роста или поздней стадии – процент успеха разный. В среднем для seed-фонда – это 20% успешных проектов, а для поздней стадии могут быть все 70%. Хорошим можно считать seed-фонд, где серьезный возврат на инвестиции принесли 30% стартапов. Успешность стартапа прямо зависит от команды инвестора. Даже в одинаковых областях и на одинаковых стадиях у разных команд инвесторов результаты могут отличаться. У хорошей команды бывает, что 9 из 10 стартапов успешны, у средненькой – 1 из 10. Это связано с тем, кто входит в состав фонда, как он отбирает проекты, как им помогает. Например, некоторые «посевные» фонды уповают на удачу, совершая масштабный по охвату «посев». Другие – например, Runa Capital, Seed Capital Management и NYC Seed, созданы серийными предпринимателями, действуют фокусно, инвестируют в ту область, в которой разбираются, и активно помогают в развитии. Вообще, хорошие инвесторы «посевной» и ранней стадий могут помочь правильно определить недостающие части бизнес-модели, подобрать команду, помочь с разработкой плана действий. Для Runa Capital мы запланировали 30–40%-ную «выживаемость» финансируемых нами проектов. Хотя надеемся, что результат будет лучше. Как начать такой бизнес? Прежде всего нужно собрать команду предпринимателей с опытом и разобраться в том, как вообще работает венчурная инвестиция. Какие есть стадии у бизнеса, как нужно договариваться с автором идеи, предпринимателем, основавшим бизнес, обходить все подводные камни – это нужно понимать изнутри, лучше на собственном примере, то есть побывав в шкуре этого молодого предпринимателя. Или найти таких людей. Каких конкретно – зависит от стадии интересующего вас бизнеса. От самой первой – «посевной» – к ранней стадии, этапу роста, поздней стадии, предшествующей IPO, до последней – когда фонды прямых инвестиций покупают доли в вышедших на рынок компаниях. Чем более поздняя стадия инвестирования имеет место, тем больше потребность в финансовой экспертизе. Нужно уметь точно просчитать и оценить бизнес-модель через призму конкретных финансовых показателей. А вот для инвестирования в бизнес на ранних стадиях в команде должен преобладать предпринимательский опыт, умение чутко определить потенцию бренда, оценить сотрудников компании, саму технологию, сегмент рынка, на который она нацелена. Такие вещи могут понять, оценить и реализовать только предприниматели с опытом. Причем опыта не только звездного, но и обычного приземленного – очень важен опыт неудач. Нужно знать, что делать, быть готовым минимизировать убытки, последствия провала. Есть еще одно правило, которое нужно помнить, для подбора инвестиционной команды. Один сотрудник может работать над ограниченным количеством сделок: обычно, это пять компаний за раз для рядового менеджера, ну, или десять сделок, если речь идет о кураторе на уровне партнера фонда. Ну и последнее. Значение имеет область разработок. Например, любые научные исследования о материалах – многолетние проекты с огромными коллективами. Биотехнологии – игра в рулетку. Если в софте и интернете из 100 отобранных и профинансированных проектов успешна половина, то в биотехнологиях – только три. Правда, они настолько успешны, что окупают все остальные и приносят большую прибыль. Рынок стартапов в России сейчас значительно больше по размерам, чем возможности инвесторов. У них нет такого количества денег, чтобы удовлетворить спрос на все новые идеи. Такой рынок выгоден, на самом деле, для инвесторов, а просителям сложно добиться самых лучших денег и обратить на себя внимание самых опытных консультантов.