Анвар Шамузафаров возглавлял Госстрой, когда государство считало нужным жестко регулировать строительную отрасль. Но он один из главных идеологов закона, по которому с 1 января строителям не нужны для работы лицензии, а нужно членство в саморегулируемой организации. О том, какое действие этот закон окажет на рынок, Шамузафаров, ныне президент СРО «Объединение строительных организаций малого и среднего бизнеса», рассказал в интервью Slon.ru. – Размер вступительного взноса стал дополнительной нагрузкой для членов организации. Не повлияет ли это на цену квадратного метра московской недвижимости?
– Ответ не может быть однозначным. Официальные платежи за лицензию составляли всего 1200–1300 руб. Но в последние месяцы 2008 года и при продлении лицензий в течение 2009 года фактическая рыночная стоимость лицензии была сопоставима с нынешней стоимостью свидетельства о допуске, в том числе с учётом платежей в компенсационные фонды. Поэтому говорить о том, что в сравнении с 2008 годом всё подорожает, – неправильно. Платили за разрешение работы на рынке примерно столько же, сколько и сейчас платят. Но вновь введённая с 1 января текущего года система окончательно легализовала все «черные» и «серые» платежи, которые были в прежние годы. А легализация этих платежей приводит к оздоровлению ситуации на строительных предприятиях. То есть, все стало более открытым и честным: нужно меньше бухгалтерских ухищрений, чтобы провести все прежние «черные» или «серые» затраты. В то же время, как вы знаете, у нас идёт падение стоимости квадратного метра. Ведь на снижение стоимости квадратного метра общей площади жилья влияет и множество других факторов, таких, как снятие административных барьеров, демонополизация строительства, установление баланса между спросом и предложением на рынке жилья, поддержка платежеспособного спроса, в том числе путем развития ипотечного жилищного кредитования, и так далее. Но в каких-то случаях строительные организации теряют сегодня возможность получать сверхприбыли. Но при этом, конечно, для малого бизнеса было бы полезно размер компенсационного взноса уменьшить. – А не случится ли так, что размер этого взноса приведёт к вымыванию с рынка небольших строительных компаний? Их представители жалуются на то, что размер взноса для них непосилен.
– Для малого бизнеса и организаций, которые не могут строить здания и сооружения полностью в качестве генеральных подрядчиков, но могут выполнять какие-то отдельные виды работ, очень важным является то, чтобы размеры платежей в компенсационные фонды были минимизированы. Было поручение первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, повторенное в поручении заместителя председателя правительства Дмитрия Козака, о том, чтобы подготовить предложения в Градостроительный кодекс об уменьшении размера компенсационного взноса для малого бизнеса. К сожалению, в 2009 году эти поручения не были выполнены. – Почему?
– В целом у меня сложилось впечатление, что лоббистские финансовые структуры против того, чтобы произошло уменьшение взноса в компенсационные фонды. Они предпринимают все усилия, чтобы этого не произошло. Крупные финансовые структуры благодаря этим взносам получают в распоряжение большие финансовые средства, которые они не хотят терять. А малый бизнес, конечно, намного слабее, чем эти финансовые структуры. – Осенью вы говорили о том, что в СРО вступило около 2% от общего числа компаний, имеющих строительную лицензию. А на данный момент каково их число?
– В конце прошлого года произошёл фактически бум по вступлению организаций в СРО. По состоянию на 11 января 2010 года по официальным данным Ростехнадзора было зарегистрировано 281 СРО, в том числе 162 строительных, 105 проектных, и 14 в области изысканий. По нашим экспертным данным общее количество организаций, которые вошли в систему СРО, составляет около 30 000. Если брать в расчет все 268 000 компаний, которые обладали лицензиями, то это составляет примерно 11%. Но если учесть, что, по данным статистики, у нас на строительном рынке работает около 130 000 организаций, то получается, что практически четвёртая часть организаций строительного комплекса, отражённых в статистике, получили свидетельства о допуске. Сейчас в очередях в различные СРО стоят строительные организации, которые, наконец, поняли, что назад хода нет и что саморегулирование окончательно заменило лицензирование. Думаю, что к концу января в систему СРО войдет около 40 000 организаций. То есть сейчас количество организаций, вступивших в систему саморегулирования, растёт в геометрической прогрессии. Просто некоторые до конца надеялись на то, что саморегулирование отменят. – Как по-вашему, что нужно изменить в существующей системе СРО?
– Я бы на месте чиновников всё-таки выполнил те поручения вице-премьеров, которые были сделаны в августе и сентябре прошлого года, по уменьшению размера компенсационного взноса для малого бизнеса. – Так же осенью вы говорили о том, что прорабатывается вопрос об увеличении минимального количества участников одной СРО со 100 до 250. Что делается в этом направлении?
– Это тоже было в поручениях Игоря Шувалова и Дмитрия Козака, но тогда было решено, что до конца 2009 года этого делать не нужно, то есть не надо увеличивать минимальное количество участников одной СРО. Сейчас этот вопрос перестали бурно обсуждать, как это было в августе и сентябре. Но всё-таки кулуарные обсуждения показывают, что в течение 2010 года законодательно произойдёт укрупнение саморегулируемых организаций. Пока никто не знает: будет ли это 250 или даже 500 организаций в одном СРО. Такая цифра тоже называлась. А Ростехнадзор даже предлагал увеличить порог численности СРО до 1000 организаций. Считаю, что сегодня для Ростехнадзора создана тяжелая ситуация по контролю за деятельностью 281 организации. – Будут ли СРО принимать участие в разработке новых единых стандартов, ГОСТов и СНИПов?
– Сейчас, то есть 30 декабря 2009 года, был принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в котором под давлением профессиональной общественности появились нормы о том, что будет существовать принимаемая правительством Российской Федерации система обязательных требований, которые должны быть прописаны в национальных стандартах и сводах правил. Мы считаем, что национальные стандарты и своды правил должны разрабатываться на основе СНИПов и ГОСТов. – А что вы думаете по поводу качества нашего строительства, должно ли что-то измениться в этих новых стандартах?
– Должен сказать, что трагический пожар в «Хромой лошади» в Перми в известной степени отрезвил тех, кто в правительстве Российской Федерации отвечает за выработку государственной стратегии развития градостроительной деятельности. Надеюсь, что легкомыслие некоторых федеральных чиновников из Минэкономразвития России и ФАС России сейчас несколько поуменьшилось. У нас, благодаря этим чиновникам и их предшественникам, вообще в Градостроительном кодексе было записано, что если здание имеет площадь меньше, чем 1500 кв. м, в нем можно делать всё, что угодно, и что нет никаких ограничений произволу собственников и строителей. Но площадь сгоревшего клуба «Хромая лошадь» составляла около 420 кв. м, и на этих метрах, из-за того, что сняты были все требования, которые должны были предъявляться к строительству таких комплексов, в течение считанных минут погибло 150 человек и серьезно пострадали более 80 человек. – Что будет с теми компаниями, которые не захотят вступать в саморегулируемые организации, но при этом продолжат работать на рынке?
– К владельцам таких компаний придут надзорные органы. И если подтвердится факт выполнения тех работ, которые относятся к категории работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, то к владельцам таких компаний будут применяться все меры воздействия, включая ответственность уголовную.– Члены саморегулируемой организации несут солидарную ответственность за выполнение своих обязательств. В чём она заключается?
– По закону саморегулируемая организация будет нести определенную ответственность за деятельность своих членов. В частности, если организация не выполнила свои обязательства, то сначала она ответит за это своим имуществом. А если у строительной организации не хватает средств, чтобы погасить убытки от своей деятельности, срабатывает система страхования (сейчас для вступления в СРО фактически введено обязательное страхование ответственности). И, наконец, если не хватает страховых ресурсов, то тогда по судебному решению подключаются деньги компенсационного фонда.– В систему СРО не вошло малоэтажное строительство, что вы об этом думаете?
– Вот это меня возмущает больше всего. У нас отдельные чиновники Минэкономразвития России и ФАС России, как бы борясь за то, чтобы снять административные барьеры и за поддержку малого бизнеса, решили пренебречь интересами безопасности населения, которое нанимает подрядчиков для жилищного строительства. Даже в фашистской Германии и в других тоталитарных режимах не догадывались проявлять такое бесчеловечное отношение к своим гражданам. История человечества не знает ничего подобного тому, до чего додумались проходимцы из некоторых наших министерств и ведомств. Пусть попробует в Великобритании, или во Франции, или в США построить жилой дом ненадлежащего качества безопасности. Такую стройку закроют немедленно.– Должны ли как-то контролироваться качество и безопасность материалов, применяемых при отделке зданий и сооружений?
– У нас по требованиям последних лет не контролируется внутренняя отделка зданий и сооружений. А в той же «Хромой лошади» из-за несоблюдения требований по пределам огнестойкости отделочных материалов внутри помещений и погибло столько людей. Ощущение такое, что личные интересы чиновников, которые настояли на принятии античеловеческих решений, перевешивают всё. Это преступно по сути. Не хотелось бы, чтобы чиновники, которые всё это внедрили, когда-нибудь сами на себе или на близких им людях почувствовали ужас того, что они сотворили.