«Левиафан» не получил «Оскара». Даром пропали тысячи текстов, разоблачающих фильм про сами-знаете-какую-Рашку, снятый на потребу Западу: потреба не потребовалась. Америка не нанесла очередной удар в информационной войне, мировая закулиса не одобрила фильм, очерняющий духовные ценности России, блогеры, пишущие по методичкам со Старой площади, не стали вскрывать конверт с текстом «Запад наградил предателя Звягинцева», пришлось сразу перейти к «плану Б» – «Запад не оценил предательство Звягинцева». «Оскара» получила скромная польская «Ида», из этого не сплетешь никакой теории заговора, можно лишь злорадствовать – или сокрушаться – по поводу того, что Звягинцева не оценили.
На самом деле поводов ни для злорадства, ни для сокрушения тут нет: происходящее с «Левиафаном» невозможно оценить как «неудачу» или «провал». «Левиафан» – единственный в нынешнем сезоне фильм, который и получил важный приз в Каннах, и оказался номинирован на «Оскар», ему досталась вторая по значимости американская кинопремия «Золотой глобус», он продан для проката более чем в 80 стран, – в общем, если измерять успех только количественными показателями, такого в российском кино еще не было. Министерство культуры РФ может сколько угодно хмурить брови и грозить, что больше не даст Звягинцеву денег, – вероятнее всего, в ближайшем будущем средства из российского госбюджета ему не понадобятся. К тому же «Оскар» за лучший иностранный фильм – награда важная, но не абсолютная, она дает обладателю неплохие бонусы в прокате, но не гарантирует места в истории; у Триера или братьев Дарденн в жизни не было оскаровских номинаций, нынешний триумфатор, режиссер «Бёрдмэна» Алехандро Гонзалес Иньярриту дважды был номинирован и оставался без приза; в общем, это обидно, но не смертельно. И тем не менее «Левиафан» уступил «Иде», как уступал ей раньше премию Европейской киноакадемии и британскую BAFTA, интересно понять почему.
Хорошая девочка Ида – но чем же она хороша?