На VIII Московском международном открытом книжном фестивале исследователь социальной коммуникации Антон Гуменский выступил с лекцией «Медиа как доказательство жизни». В контексте современных реалий мы чаще всего используем слово «медиа», говоря о средствах массовой информации: интернете, социальных сетях, телевидении, прессе. Однако все это отдельные и очень узкие примеры. Что же такое медиа? В широком (возможно, непривычном для нас) смысле – это и голос, и жесты, предметы одежды, письмо и само слово. Slon публикует сокращенную версию лекции.

Дуб, наделенный смыслом, становится медиа

Стоит для начала разобраться, что же такое медиа. Первое и главное значение слова «медиум» (в латыни) – «средство». Медиа – это намного больше, чем то, что мы привыкли связывать со средствами массовой информации. В русском языке есть слова «средство», «посредник», «среда», «середина», «средний». Интересно, что эти однокоренные слова описывают столь различные явления. Но вместе с тем они сохраняют то общее, что и делает медиа одним из базовых феноменов жизни. Есть чудесное слово «сретение», которое обозначает встречу. Поэтому слово «сретение» можно понимать как «встречу между двумя явлениями». А слово «медиа» в широком смысле – то, что находится посередине, между двумя крайностями, между субъектом и объектом, – то есть между тем, кто передает сообщение, и тем, кто это сообщение воспринимает.

Медиа – это любое явление искусственной или естественной природы, в которое мы вложили смысл.


Если мы решим проверить это определение на прочность, все будет медиа при условии, что в это мы вкладываем определенный смысл. Существует известный пример с дубом Андрея Болконского. Рос себе дуб и был растением. Но в тот момент, когда Андрей Болконский наделяет этот дуб смыслом, дуб становится и для него, и для нас медиа. Вот, что делает медиа столь базовым и универсальным феноменом нашей жизни.

Я бы сказал, что главная функция медиа – это подтверждение нашего существования.


Медиа – это то, с помощью чего мы воспринимаем окружающий мир. У нас в голове образ превращается в наши представления, убеждения, впечатления, он может раскладываться на слова или нет. Но мы никогда не доберемся до самого конца, до самого последнего пункта, до истины. Мы никогда не скажем, что здесь нет никакого промежуточного звена, что здесь нет посредника. То есть между сутью, истинным смыслом вещей и нашим восприятием всегда есть медиа. Возможно, духовные практики, которые помогают увидеть истинный смысл вещей, – это практики освобождения от посреднических элементов, то есть практики освобождения от медиа.

Вымысел реальней, чем реальность

Мы узнаем о явлении только по тому, что мы видим о нем в медиа. Правда для нас существует только в том, что есть медиа. Это объясняет, почему мы верим телевидению: не потому, что не умеем критически мыслить. А потому, что медиа служат единственным подтверждением существования феномена. Никаких иных способов проверить, существует ли он в действительности, мы не имеем.

Чувствуя или понимая эту способность медиа конструировать реальность, те, у кого есть возможность, давно пытаются через картину в медиа реальностью управлять.

На советских фотографиях любили стирать изображения Троцкого и других деятелей. Цель этих действий в физическом, буквальном изменении реальности.


Известный фотограф Родченко в своем домашнем альбоме закрашивал лица людей, которые были репрессированы. То есть человек сам формирует реальность посредством медиа.

Есть и пример из недавнего прошлого. Это выпуск новостей на датском телеканале TV2 от 26 февраля 2013 года. В нем рассказывается о той опасности, которой сегодня, во время гражданской войны, подвергается сирийский музей. Но что самое интересное в данном выпуске? Это изображение за спиной ведущей, которое сопровождает репортаж о Сирии. Естественно, можно предположить, что это изображение Дамаска. Это действительно так. Но это изображение Дамаска нарисовано специально для компьютерной игры «Assassin's Creed», где действие происходит на средневековом Ближнем Востоке. Фоновой картинкой к выпуску новостей в XXI веке является изображение Дамаска, которого не существует в реальности. Но что значит «не существует в реальности»? Он есть в реальности. Он здесь есть.

Канал объяснил это ошибкой сотрудника, который должен был найти изображение для фона. Видимо, Google выдал ему картинку из компьютерной игры. Но это же интересно! Тот факт, что мы не можем отличить реальность от того, что является художественным вымыслом, – это интересно и характерно для времени. Наверное, еще несколько лет назад такое было бы невозможно, но сейчас подобные вещи происходят. И вот этот Дамаск из виртуальной игры лучше, чем настоящий Дамаск, существующий в реальности. Потому что виртуальный Дамаск более сирийский, чем тот Дамаск, который есть сейчас: здесь минареты, пустыня, купола – все как положено. Все, что мы знаем о Ближнем Востоке, присутствует на этой картинке. Это делает картинку из игры более реальной, более настоящей, более «дамасской», чем фотография настоящего Дамаска. Вымысел создает реальность, а не наоборот. Есть реальность, которая называется «Дамаск в феврале 2013 года». Но эта реальность на вымысел не влияет. Все происходит наоборот.

Медиа меняют нас, мы меняем реальность

В XIX веке написать толстый роман должен был каждый человек, который называл себя писателем. Ты писатель, если ты написал роман. Сегодня эти медиа стали более доступными.

Роман – это сложная технология. А обновление в Facebook – технология элементарная, ею владеют все. Поэтому сегодня мы реализуемся и доказываем себе, что мы существуем, с помощью тех технологий, которые нам доступны.

Для кого-то важно написать комментарий в сети, для кого-то – разместить фотографию себя на фоне чего-нибудь. Это доказательство собственной значимости, собственной величины, собственного смысла. Все эти доказательства связаны с «внешними расширениями человека», как назвал медиа Маклюэн. Мы ищем подтверждение того, что мы настоящие, того, что мы живые. То есть мы получаем новую информацию и понимаем, что тоже существуем в этом самом мире, в котором происходят эти события.

Главное предназначение медиа – это подтверждение нашего собственного существования. Иначе они не были бы медиа, иначе так многое не было бы с ними связано. С их помощью мы получаем подтверждение нас самих. Одни из самых древних изображений человека (еще до того, как появились рисунки) – это отпечатки ладоней человека. Отпечаток ладони человека – это декларация, это крик, обращенный в окружающую среду, а может быть и самому себе: «Я живой». Отпечаток ладони – это самоутверждение: «Я есть».

Термин «двойная герменевтика», введенный Гидденсом, говорит о том, что сегодня общество в момент познания себя усложняется, поэтому им становится сложнее управлять. То есть общество постоянно узнает что-то новое. Через эти познания оно обретает новые качества. Эти новые знания попадают в газеты, на радио и телевидение и возвращаются обратно в общество. За счет этого общество усложняется и, с одной стороны, саморегулируется, то есть может быстрее встать на ноги после какого-то потрясения. С другой стороны, этим обществом становится управлять намного сложнее.

Другой философ, Кастельс, описывает современные революции, в частности арабские, как революции рефлексирующие. Люди совершают действия и тут же пишут об этом в интернете. Они начинают размышлять не только о том, что они собираются свергать, но и о своих собственных действиях. Это то, что отличает, по мнению Кастельса, современные социальные события от событий прошлого.

И наконец, хотел бы вам напомнить последние кадры из фильма «Амели». Перед тем как главная героиня едет на мотороллере со своим другом, за кадром говорится: «Сегодня 28 сентября 1997 года. В парке аттракционов рядом с Карпатским горным хребтом машина, производящая тянучку, производит тянучку. В тот же миг Феликс Лерп, сидя в сквере, обнаруживает, что число нервных соединений в человеческом мозгу превышает число атомов во Вселенной». Нам показывают персонажа, который поражен этим новым знанием. Он не в силах сразу же это новое знание «переварить». Это знание изменило его. Для этого, наверное, и существуют медиа, чтобы с каждым разом мы узнавали, что внутри мы больше, чем Вселенная.