Фото: asterix611/Flickr.com
Имеют ли политические протесты влияние на политику? Этот далеко не праздный вопрос задают многие из тех, кто размышляет над тем, принимать ли участие в протестных митингах и шествиях. Согласно опросам ФОМ, 18% россиян считают, что митинги не могут ни на что повлиять и именно из-за этого не хотят принимать в них участия. Безусловно, можно привести массу примеров, когда после массовых политических протестов сменялись лидеры, менялись политические системы и падали стены. Но было ли это действительно следствием самих протестов или протесты были лишь отражением изменившейся политической реальности, а перемены произошли бы даже в отсутствие протестов? Влияет ли сам факт проведения протестных митингов на политику? Именно ответ на этот вопрос пытаются найти в своей статье Мадестам, Шоаг, Вегер и Янагизава-Дротт. В своей работе они изучают влияние протестных митингов, которые проводили участники «Движения Чаепития» в США в апреле 2009 года, на развитие самого движения, результаты выборов в Конгресс 2010 и на голосование конгрессменов по отдельным законопроектам. Само «Движения Чаепития» имеет сетевую структуру и представляет собой децентрализованное объединение групп активистов в различных городах Америки. Хотя у движения нет четко сформулированной идеологии, в целом оно придерживается консервативно-либертарианских идей, близких республиканской парии. У движения нет центрального руководства, а действия различных групп координируются через социальные сети и конференц-коллы. Движение постепенно выкристаллизовывалось в социальных сетях начиная с конца 2008 года. В феврале 2009 года движению удалось организовать митинги в 50 городах США. Вдохновленное этим успехом, 15 апреля (в день подачи налоговой декларации в США) движение организовало сотни митингов протеста по всей территории страны, в которых приняло участие несколько сот тысяч человек. Для того чтобы показать эффект проведения протестных митингов, авторы используют тот факт, что в некоторых городах митинги собрали малое количество участников из-за плохой погоды. В районах, в которых в этот день шел дождь, на митинги приходило почти на 40% меньше людей. Сравнивая между собой города, в которых различия в количестве пришедших на митинги людей определялось погодой, а не политическими предпочтениями населения, можно показать, как сам по себе размер митингов влияет на последующие события. Используя этот метод авторы показывают, что более многочисленные митинги придавали силу самому «Движению Чаепития» – увеличивали число сторонников движения и количество участников последующих митингов, а также общий размер денежных взносов в поддержку движения. Кроме того, более многочисленные митинги увеличивали количество голосов, полученных республиканцами на выборах в Конгресс осенью 2010-го года (через полтора года после митингов!). При этом наблюдался эффект мультипликатора – каждый дополнительный участник митинга давал республиканца от 7 до 14 дополнительных голосов. Кроме того, митинги повлияли и на то, как голосовали конгрессмены, сохранившие свое место в Конгрессе. Результаты исследования свидетельствуют о том, что участие в митингах само по себе может оказать существенное влияние на политику. Митинги позволяют не только увеличить поддержку протестного движения, но и повлиять на голосование не пришедших на митинг избирателей, и на поведение политиков, не имеющих прямого отношения к протестному движению. Насколько опыт США применим к России – открытый вопрос. Но проверить это можно только одним путем – опытным.