Фото ИТАР-ТАСC/ Сергей Фадеичев

Леонид Бершидский, который запустил несколько заметных проектов на российском медиарынке, известен тем, что работает в них а) недолго, б) часто публично ссорится с коллегами. О малочисленности, но твердости своих принципов, отсутствии «беловоротничковой зажатости», вкладе издателя Дерка Сауэра в российскую журналистику, а также о разнице между «Коммерсантом» и «Ведомостями» в интервью Slon.ru рассказал его бывший главный редактор, ныне - редактор-консультант группы деловых изданий «Украинского медиахолдинга». – Леонид, а можно ли так с вами договориться, что мы не станем устраивать из этого конкретного интервью медиасрачей, которые Вы так любите? То есть, можно ли будет поговорить с вами о том, что было в вашей бурной творческой биографии, но именно об этом, а не о том, какие бездарные, глупые, нездоровые и так далее люди вас окружали?

– Наташа, меня всю дорогу окружали неординарные, талантливые, интересные люди. В нашей песочнице других нет. Я бы, если возможно, не хотел давать интервью исключительно про себя, потому что футбол – командная игра – и я никогда ничего не делал один.

Что касается термина «медиасрач», мне приписывают его авторство. Ну и славно: нельзя столько лет проработать со словами и ни одного не придумать. (Даже если на самом деле это не мое слово.)

Понимаю, но мне просто хотелось бы избежать того, чтобы интервью превратилось в обвинения других, – без рассказа о том, в чем вы, Леонид, виноваты тоже.

– Ну если будете спрашивать меня про мои провалы, я честно про них расскажу. Собственно, я и не припомню, чтобы когда-нибудь винил в них кого-то еще. Я сам себе злейший враг.

Наверное, в том числе и в медиасрачах. Зачем они вам?

– У нас же ремесленный цех. Внутри него должны обсуждаться профессиональные вопросы, в том числе резко. Я, когда их так обсуждаю, понимаю, в чем мои риски. Но это история про открытость, – я открыто ругаю то, что мне не нравится, мне так же резко отвечают. В этом смысле некоторые эталонные срачи, по-моему, хороши, – они привели к большему пониманию происходящего как сторонами, так и зрителями.

Ну вот «эталонный», с Сергеем Пархоменко (в связи с удалением журнала Бершидского им самим спор прочитать невозможно – Slon). К какому пониманию он привел? Кто думал, что Пархоменко отрабатывал заказ Гусинского, тот, уверена, думает и сейчас так. Вы же не доказали ничего подобного ни на одном примере, хотя очень долго спорили.

– С Пархоменко мы все время о чем-то спорим. Пожалуй, трудно найти хотя бы что-то одно, в чем мы согласны. Так или иначе, все услышали, как он объяснял свою работу у Гусинского. Ну, и это привело к большей ясности.

В чем ценность долгих препирательств с [издателем Vedomosti.ru] Виктором Саксоном, где у вас разные версии о том, кто от кого убегал и кто кому сколько вломил (последствия приема в честь 10-летия газеты «Ведомости» – Slon)?

– Это вообще не про работу. Витя мне неприятен, а я неприятен ему. Это надо, видимо, записывать в графу «личное».

Вам просто нравится спорить, правда?

– Нет, не очень нравится. Но еще меньше нравится соглашаться просто для того, чтобы не вышло неприятного разговора.

В общем, мужчина вы горячий, страстный, неравнодушный к происходящему, а потому ваша позиция – «не могу молчать». Так? Или, все же, цель привлечь к себе внимание?

– Мне хочется ответить на этот вопрос горячо и страстно, но ответ на самом деле скучный. Я не вижу смысла ни скрывать свое мнение, ни сдерживать эмоции. Это плохо влияет на карму. Беловоротничковая зажатость – ах, если я что-то скажу, как это отразится на моих рекомендациях?! – это редкая нелепость. А говорить, что думаешь, – кайф.

Удивительно это все-таки – редактор серьезных вроде бы изданий, а ведет себя как... Закончите фразу.

– Да как обычный чувак, который вырос во дворе на окраине Москвы. Ну, что я буду строить из себя «редактора серьезных изданий», в конце концов.

У вас на все вопросы есть ответы, да?

– Я обещал же вам на все отвечать. Какой-то ответ есть ведь на любой вопрос.

Вы стартапщик, и эту версию я слышала. Но почему, все же, не доведен до конца ни один проект? Может, именно излишняя страстность в общении с коллегами тому причина?

– Конец проекта – это его закрытие. Присутствовать при закрытии большого проекта мне пришлось только однажды, в банке «КИТ Финанс», и это был болезненный опыт, который мне не хотелось бы повторить. Два проекта, в открытии которых я принимал горячее и страстное участие, закрылись уже без меня. За один из них мне тоже было очень больно – за журнал SmartMoney. Потому что это был лучший из всех проектов, в которых мне довелось принимать участие. Сейчас я живу в Киеве, и здесь многие коллеги с грустью вспоминают этот журнал и недоумевают, почему его больше нет. Я тоже недоумеваю. Мне кажется, наша команда делала его с хорошим драйвом и не без блеска. Жаль мне и «Русского Newsweek». Мне кажется, этот журнал возродил в России репортажный жанр. Честно говоря, из всех изданий, в которых я работал, мне больше всего нравились именно те, которые не выжили. Я вкладывал в них больше всего страсти и любил их сильнее прочих. Кстати, и коллеги, с которыми мы вместе делали те же SmartMoney и Newsweek, не жалеют, что поучаствовали. Некоторые признавались мне, что это были самые интересные истории в их профессиональной жизни. Так говорят только о проектах, которые, увы, доведены до конца.

Чем больше всего гордитесь?

– Трудно говорить о личной гордости в связи с проектами, которые делались довольно большими командами. Я очень рад за «Ведомости» и Forbes, горжусь их коммерческими успехами и тем, что они сумели удержать профессиональную планку на высоком уровне, хотя существуют уже довольно много лет. Горжусь, пожалуй, еще тем, что в целой серии проектов, в которых я поучаствовал, у журналистов была – и еще есть – возможность сохранить анальную девственность. То есть писать о том, что интересно им самим и читателю, без оглядки на интересы собственников, госчиновников и политиков. Мне всегда хотелось, чтобы площадок, где возможна анальная девственность, было побольше. Жаль, что некоторые закрылись.

Какие провалы были?

– Я откровенно провалил перезапуск журнала «Огонек» в 2004–2005 годах. Мне казалось, что мы с ребятами сможем быстро развернуть журнал в сторону рынка, но эксперименты, которые я там затеял, кажется, противоречили сущности бренда. У меня не получилось сделать журнал коммерчески успешным, это очень быстро стало очевидно, и, наверное, хорошо, что вернулась старая команда и повернула все вспять. Сейчас «Огонек» опять существует в довольно старорежимном виде, и это, пожалуй, ему к лицу. А другие провалы, – ну, вот, были коммерчески малорезультативные истории вроде SmartMoney, Newsweek, Slon.ru в его исходном виде, но все это были истории интересные и яркие, их потом копировали, идеи, которые в них были опробованы, живут сейчас в других проектах. Я не считаю эти истории провалами, скорее, тут надо вести речь о дурных стечениях рыночных обстоятельств. Или, может быть, о моей недостаточной чуткости к требованиям рынка, – то, что очень хотелось сделать, оказывалось недостаточно востребованным.

Все же, за газету «Ведомости» надо вам сказать спасибо, хотя признаюсь, очень мало мне интересу читать, как «Тот олигарх купил заводик, /Тот отнял бизнес у Того.../ Четвертый? Сел. Шестой? Выходит /Из тени делать IPO». Это стихи прощания с газетой журналиста Ильи Хренникова. Вам-то почему не скучно это было?

– Хренников сейчас работает в Bloomberg, и если ему не нравилось то, что описано в этом четверостишии, он выпрыгнул из сковородки прямо в огонь, как сказали бы англичане. Нет, конечно, мне не было скучно, – надо же помнить, когда запускалась эта газета. Нормальной бизнес-журналистики в России не было, нам предсказывали, что мы не сумеем заполнить бизнес-новостями шесть полос, потому что и самого бизнеса вроде как почти не было после кризиса 1998 года. Джинса и всякого рода грязные делишки были нормой. А «Ведомости» сразу поставили задачу добывать бизнес-новости, как для себя. Вот как если бы мы сами были участниками всех рынков, про которые пишем. И когда это удавалось, и мы получали живую реакцию от тех, кто в этих рынках на самом деле участвовал, – а такое бывало довольно часто, практически каждый день, – мы чувствовали свою нужность. Для журналистов довольно важно понимать, что они делают что-то полезное. У нас было такое ощущение в «Ведомостях», и, по-моему, у многих в газете оно и сейчас есть. Ну да, «Ведомости» воспринимают мир через бизнес-схемы, но это вполне легитимный способ воспринимать мир. Почти все вокруг нас – часть того или иного рынка, той или иной бизнес-модели. И эта сторона реальности нуждается в постоянном изучении и документировании.

А спасибо я говорю за то, что все-таки есть такая газета на рынке, в продажности которой как минимум есть сомнения. Все же устойчиво мнение о том, что «пропихнуть» заказуху там невозможно. Или это мнение слишком наивно?

– Пропихнуть ангажированный материал можно, наверное, везде, но в «Ведомостях» его появление на страницах возможно только в результате честной ошибки редактора или репортера. Я уверен, что там и сейчас никто не берет денег. В мое время совершенно точно было вопросом чести – не брать. Репортеры отказывались от взяток, превышавших их зарплату за несколько лет, и им от этого было лучше, чем если бы они взяли деньги. В «Ведомостях» сложилась чрезвычайно стойкая культура честного репортерства. Один не очень честный бизнесмен однажды спросил нынешнего главреда Татьяну Лысову: «А что, студенткой вы никогда в автобусе без билета не ездили?» Имея в виду, что все где-то срезают углы. Лысова ответила: «Знаете, нет. Не люблю, когда меня ловят за руку». И она там не одна такая.

Все это немного абстрактно. Давайте перейдем к конкретике. Все же вряд ли кого можно убедить сейчас, что будучи редактором «Ведомостей» и не публикуя материалы Марины Салье, вы тогда не испугались.

– Если вряд ли можно, я и не стану. Я тогда скорее боялся, что меня обвинят в трусости, если я не поставлю этот материал Володи Иванидзе. Но мы обсудили его с моей внешней совестью – Сашей Гордеевым – и решили, что материал недокрученный. В частности, Володя не сумел показать, что в обмен на сырье в Питер не пришли продукты, которые должны были быть поставлены. И мы не увидели ничего особенно странного в том, что поставками занимались фирмочки без истории. Компаний с историей в начале 90-х вообще не было, если кто помнит. Я сказал Володе: добирай материал. Он не захотел. А то, что он собрал, – вернее, получил от Салье, – я не поставил. Это не дотягивало до тех стандартов расследования, которые для меня приемлемы.

И до сих пор не жалеете об этом? О том, что не поставили?

– Слабый был материал. Правильно не поставил. Вообще, я только один раз в жизни снял материал по кривым мотивам.

Сейчас спрошу про него. Но стандарт такой – даже если знаете, что правда, но материал слабый, не поставите?

– Ну, если материал слабый, то трудно сказать, что в нем правда, а что домыслы. Я, когда ставлю какой-то острый материал, всегда думаю, как он будет выглядеть в суде. В честном, причем. Если честный судья, выслушав потенциального истца, заставит нас давать опровержение, материал нельзя ставить.

А тот случай с криво снятым материалом был такой. Игорь Попов, который умел добывать крутые новости у таможенников, принес статистику по ввозу тиражей глянцевых журналов, которые тогда все печатались за границей. Там были и журналы Independent Media. Ну и цифры довольно сильно не совпадали с теми, которые заявлялись в самих журналах. Игорь позвонил за комментариями Дерку Сауэру, основному владельцу Independent Media. Дерк вызвал меня и сказал: «Я пошел на огромный личный риск, запуская вашу газету и назначая тебя главным. Теперь ты хочешь воткнуть мне нож в спину». Я сказал: «Если ты так это видишь, я не буду ставить этот текст». Сейчас – поставил бы. Но тогда я чувствовал себя слишком обязанным Сауэру за то, что он сделал для «Ведомостей» и для меня. В общем, я не горжусь этим поступком.

Вот этот пуризм, который я очень ценю, все же исходит из представлений о том, что за пределами редакции тоже все честно устроено. Но ведь не так. И в результате именно этой, сугубо российской ситуации, например, Евгения Альбац говорит, что не будет предоставлять площадку для условной «партии власти», – потому что у власти итак много других возможностей. Или, например, происходит 96-й год – с борьбой против коммунистов. У вас неужели никогда не было ничего подобного, – когда гражданские чувства были над вашими представлениями о профессии?

– Нет. Я ремесленник и для меня ремесло всегда первично. Жизнь «за [кремлевской] стеной» никогда не будет устроена честно, если ты ее не устроишь максимально честно по свою сторону стены. Если ты считаешь, что ремесленные принципы могут уходить в отпуск на время предвыборной кампании или, скажем, из них есть исключения для каких-то партий, то это не принципы, а говно. Лично у меня принципов мало, но тем важнее для меня их соблюдать. Именно поэтому я до сих пор переживаю из-за того случая с таможенными цифрами.

Леня, я же вас просила. Ну давайте мы хотя бы здесь избежим подобной лексики. Нельзя вам никак без нее?

– Я считаю, всегда можно заменить звездочками все, что ранит самых нежных из наших читателей. Но говно есть говно, и даже звездочек ему не полагается.

Пубертат какой-то, честное слово.

– Ну-ну, уж хоть вы-то не выражайтесь!

Давайте о светлом. О Дерке Сауэре.

– А что именно о Дерке?

Скажите о нем. Вы до сих пор верите в то, что это лучший издатель в стране?

– Да, я считаю, что Дерк создал в России свободную прессу, а заодно и глянцевую. Теперь даже гибриды существуют. Без него описание нашего медиарынка нуждалось бы в большом количестве звездочек. А так – в меньшем, и это заслуга одного довольно низкорослого голландца.

Хорошо, клюну на вашу наживку и объясню читателям, что вы тоже далеко не роста Прохорова.

– Я среднего роста и потому, с одной стороны, непривлекателен для манекенщиц, а с другой – лишен ряда полезных комплексов. Удел посредственности.

Вы, похоже, склонны считать Дерка идеальным издателем. Так как ему это удалось?

– Он верил в коммерческий потенциал честной журналистики. И понимал, что деньги надо вкладывать в качество контента, а торговать – только рекламными площадями. Это кажется ужасно банальным, но в 90-е этого никто, кроме него, не понимал. Да и сейчас днем с огнем не сыщешь тех, кто понимает. В России, я имею в виду.

Ну и еще, он всегда очень спокойно рисковал. Когда так красиво и спокойно рискуешь, часто пьешь шампанское.

Да, но почему-то в итоге вы оказались за бортом «Ведомостей», потому что облажались с G-8, и не без вмешательства [тогда пресс-секретаря тогда президента Путина Алексея] Громова, как я слышала.

– Нет, там не было никакой политической истории вообще. Просто я за время работы в «Ведомостях» ужасно износился физически и стал реально вреден для газеты. У меня были всякие болезненные идеи, например, по переделке первой полосы, чтобы на ней не было фотографий. Ну и я начал срываться на людях, когда это было не очень оправданно. Мне и самому было ясно, что я на этой должности не принесу больше пользы. И Саэуру это тоже было ясно. Так все и вышло.

Так в чем история увольнения? Расскажите, как это помните вы. А я потом расскажу, как слышала я.

– Там все было просто. Сауэр сказал мне, что я часто кажусь ему неадекватным и что он хочет заменить меня в качестве главреда. Он всегда прямо говорил такие вещи. Я ему сказал, что сам это понимаю, и предложил назначить на мое место Таню Лысову, которая была моим первым замом. Он немного подумал и назначил. А я еще сказал ему, что хочу поучиться, получить МВА. Он одолжил мне денег на учебу. Предполагалось, что я вернусь в компанию после школы.

Я слышала, что недовольство Громова было связано с конкретным материалом, где вы G8 назвали G7, на что последовала саркастическая реакция тогда пресс-секретаря президента Путина – о независимом взгляде газеты на происходящее. Вас пригласили на встречу, но вы, как обычно, всех послали. И в результате уехали получать MBA. Так было?

– Я несколько раз объяснял Громову, что он напрасно звонит со своими нелепыми претензиями. Этой конкретной истории не помню. Если она и имела место, то точно мой уход из газеты никак не был с ней связан.

Ну, в общем, по этой версии лучший издатель все же пошел навстречу пожеланиям, тем более, что редактор очень способствовал тому, чтобы с ним попрощались.

– Я абсолютно уверен, что Громов и каша в его голове были безразличны Дерку на глубинном, клеточном уровне. А что я способствовал, – ну так я не отрицаю.

Хорошо. А давление на вас было? Как оно выражалось? Где, в каких изданиях, чувствовалось сильнее?

– Ну, за время работы в «Ведомостях» никто не угрожал мне физической расправой и никто ни разу не предложил взятки в таких размерах, чтобы это надавило мне на психику. Много кто грозил судами, некоторые судились, иные и выигрывали. Было много разнообразных звонков и визитов. Но я бы не сказал, что все это проходит по графе «давление» – это, скорее, просто повседневная жизнь большой заметной редакции.

В других изданиях не было и того, что имело место в «Ведомостях». Все-таки журналы не так сильно влияют на события, как серьезная большая ежедневка вроде «Ведомостей».

«Заметная» на фоне «Первого канала» – это все же несколько преувеличение...

– «Первый канал» стреляет из пушек по воробьям. «Ведомости» целятся уже, но в правильную мишень с точки зрения бизнеса, регулирования, политики.

А что вы поменяли своей работой? Можно сказать, что повлияли всерьез на что-то?

– Мы доказали, что можно в России писать о бизнесе и политике, оставаясь неангажированными. Думаю, мы помогли сделать бизнес более цивилизованным, более западным, хотя бы по форме. Мы также оказали определенное интеллектуальное влияние на средний класс, на его профессиональную часть. И на медиарынок тоже. В части стандартов и принципов. Я считаю, мы не зря старались.

Вы как-то говорили о том, что можете назвать момент, с которого добывать информацию стало намного сложнее. Когда и почему это произошло?

– Совсем точно не назову, но я бы сказал, что это случилось с началом второго срока Путина. Власть окончательно законсервировалась и почему-то всем вокруг стало понятно, что мнение Громова – это не хухры-мухры. Примерно к этому же времени пиарщики стали одерживать верх над журналистами в бизнес-историях. В отличие от журналистов, они становились все дороже и профессиональнее по своей вредоносной части.

Ну так, может, пора уже хоть в чем-то согласиться с Сергеем Пархоменко, который сказал, что журналисты проиграли дуэль власти?

– Ну, вот, не могу с ним согласиться. Я не считаю, что те же «Ведомости», и даже «Коммерсант», до последнего времени, проиграли власти. Я не считаю, что тот же Esquire что-то проиграл. Другое дело – качество именно информации, а не анализа или комментариев, довольно заметно снизилось, потому что почти ни у кого не стало инсайда из этой банки с пауками. Но это, видимо, объективное явление. В банке просто не осталось никого, кроме пауков, а они не были склонны делиться информацией. Впрочем, все равно, отличные утечки бывали, и документы можно было доставать, когда очень хотелось. Спросите, например, у [бывшего корреспондента Slon.ru] Кости Гаазе. Можно сказать, что были проигранные битвы, но всю войну я бы не сказал, что журналисты слили.

Вам, кстати, было важно, почему бывают утечки?

– Ну конечно. Это же часть истории.

Использовали журналистов. И, кажется, нет способов этому противостоять?

– Это всегда палка о двух концах. Журналиста, если он любит свое ремесло, можно как бы использовать раз-другой, но он ведь и у твоих противников и конкурентов тоже добывает сливы. Это как если много-много раз подбрасывать монетку. Если она не кривая, то на долгом горизонте решка и орел выпадут одинаковое количество раз.

У вас в «Ведомостях» было отрицание старой журналистики, практически манифестом «сбросим с корабля современности». Почему вы так отрицали прежний опыт?

– Ничего подобного мы не делали. Мы религиозно следовали правилам, установленным в The Wall Street Journal и вообще в качественной американской и британской прессе. Эти правила сложились за сотню лет, и я до сих пор считаю их абсолютными для новостной журналистики. А в русских изданиях просто никаких правил не было, вот так мы точно играть не хотели.

Многие ваши предшественники тоже отрицали прежний опыт, прежде всего – советской журналистики. Но, что вам и первой команде газеты действительно удалось (это, наверное, признают даже самые ваши ярые противники), – насадить абсолютно новый стандарт. Если говорить вкратце, не пересказывая вашу внутриредакционную «Догму», то в чем он, этот стандарт?

– Мы насадили, как я уже сказал, довольно старый стандарт, просто такой, которому у нас в стране не следовали, – в основном, на мой взгляд, по лености или по невежеству. Стандарт этот заключается в том, чтобы тщательно собрать максимум материала, логично его структурировать и показать читателю, что откуда взято. А дальше пусть читатель сам делает выводы. Авторский голос неуместен в новостных текстах, да и в любых, на самом деле, кроме журнальных фичеров и колонок. Но «Догма», вообще-то, шире этого стандарта. Она, в первую очередь, – этический манифест. Но это отдельная история.

Когда вы говорите о лености или о невежестве, вы это о ком? В том числе и о «Коммерсанте», правильно я понимаю?

– Нет, «Коммерсант» – исключение из общего правила. там придумали свой стандарт, которого раньше не было нигде. Основателей «Коммерса» ни в лени, ни в невежестве обвинить было нельзя. Но этот стандарт, на мой взгляд, неконвертируемый, и у него есть недостатки по сравнению с нашим. От «Коммерсанта» читатель все же получает не вполне прозрачный продукт. Там много стеба, литературы, всех этих вуалей и дымовых завес, из-за которых не вполне ясно, что откуда взялось.

Это что такое? Не понимаю.

– Это литературные и стилистические приемы, из-за которых непонятно, какая именно работа проделана, чтобы собрался вот такой текст. Я часто не понимаю, можно ли верить тому, что там написано.

А, вообще, есть СМИ, которым верить можно?

– Ну, я могу отвечать только за те, которые видел изнутри. «Ведомостям» и «Форбсу» – можно.

В то время, как вы становитесь главным редактором, вы, простите, – совершенно малолетний пацан. Для меня все-таки это загадка: Wall Street Journal и Financial Times впервые что-то производят совместно, чтобы все это дело возглавили вы. Как все-таки и они, и Дерк Сауэр решились на это? Чем вы таким их заболтали?

– Когда я стал главредом «Ведомостей», мне было почти 28. Даже тогда это был не рекорд. Александр Локтев стал главредом «Коммерсанта», кажется, в 25. А уж с тех пор пошло-поехало. Владимир Бородин принял «Известия», когда был моложе, чем я в 1999 году. А посмотрите на назначения Ильи Красильщика в «Афише», Филиппа Дзядко в «Большом Городе»... Шахри Амирханова стала главным редактором «Harper's Bazaar», кажется, в 20. Сейчас я консультирую украинский еженедельник «Фокус», так там главреду Тамаре Бабаковой – 23.

Что касается конкретно моей ситуации в 1999 году, она понятна. Я хорошо понимал стандарты, которые нам предстояло внедрять. Я же до этого работал почти все время с английским языком, я по-русски учился писать по ходу запуска «Ведомостей». Для меня и для Саши Гордеева, у которого похожая история, было совершенно естественно работать так, как мы начали работать. Для акционеров было важно, чтобы под их брендом не сделали чего-то... эээ... исконно русского, то есть совкового или коммерсантоподобного. Ну и, вот, с нами была гарантия, что этого не произойдет.

Вы очень остроумно, слоганом, провозгласили во время выхода газеты, что любой олигарх может купить вашу газету и – через точку следовало «в киоске». Сейчас, когда мы все пережили 12 лет огосударствления позиций прессы, вы как оцениваете период 90-х для нее?

– Слоган, насколько я помню, придумал Леонид Шутов, основатель рекламного агентства Propaganda. Сейчас у него, кажется, ресторан в Лондоне. Этот слоган, видите, до сих пор не забыли, – он был не только отличный сам по себе, но и своевременный, потому что за пару месяцев до этого Березовский купил «Коммерсантъ».

90-е были, конечно, особенным временем для прессы, не уверен, что еще увижу такую свободу и такое разнообразие жизнеформ. Для меня конец 90-х и начало 2000-х были золотыми годами. Но в целом для рынка и начало, и середина того десятилетия были эпохой расцвета и экспериментов. Сейчас, конечно, многое из того, что тогда делалось, заглохло и забыто, да и весь рынок вроде как под угрозой из-за технологической революции. Но я думаю о том времени с ностальгией, конечно. Хотя владельцы у СМИ тогда бывали дикие, страшнее, чем сейчас, в нынешние времена стартап Дерка Сауэра, пожалуй, был бы невозможен. И вот это очень жаль.

Почему невозможен?

– Потому что он иностранец, и в нынешнем политическом климате ему не дали бы так широко развернуться. И он не смог бы принести в Москву свое понимание того, что такое настоящая журналистика. А тогда смог.

А почему вы так пренебрежительно лягнули «Коммерсант»? Что это такое – «коммерсантоподобное» в ваших устах?

Нет, это не пренебрежение, – «Коммерс» был газетой со своим ярким стилем. Просто то, что они делали, – вот весь этот стеб, эти игровые заголовки, эта хамоватость – не укладывалось в представления наших акционеров о качественной деловой журналистике. Они хотели соблюдения великой традиции, а не всего этого.

Но, кстати, читать, на мой взгляд, «Ведомости», с литературной точки зрения, сложнее. Об этом ваши акционеры тоже не заботились, конечно?

Откровенно говоря, ни я, ни даже Гордеев, который лучше меня пишет, не способны были тогда ни на какую литературу на русском языке. Он у нас был не вполне рабочий. Это, конечно, поправимо, – собственно, теперь, по-моему, я приемлемо владею русским письменным, – но мы приняли сознательное решение не играть в чужую игру, а попытаться общаться с читателем на его языке. С использованием терминологии и профессионального жаргона. Эти тексты бывало тяжело читать тем, для кого и термины, и жаргонизмы были непривычными. Но мы им как бы говорили: учи албанский, чувак.

Надеюсь, «чувак» выучил. Скажите, а ваше умение ссориться с людьми сильно в работе мешает? Я не понимаю, например, как можно отказаться от половины команды, которая делает проект, на себе его держит. Во имя чего все это?

– Ну, кто-то и выучил. Многие журналисты даже перестарались.

Насчет умения ссориться с людьми. Это интересный вопрос. Я действительно конфликтный человек, и я уверен, что это мешает в работе. С другой стороны, если бы я был более компромиссным, у продуктов, которыми я занимался, была бы более размытая индивидуальность. Дело здесь не в том, что я навязывал какой-то стиль, – часто этот стиль рождался в результате конфликтов и столкновений. Ну и он почти всегда был особенным.

Что касается отказа от половины команды, вы, наверное, имеете в виду историю с уходом десятка людей из Slon.ru. Там была история про отсутствие выбора. В какой-то момент основной владелец сайта, Александр Винокуров, решил, что мы слишком много тратим на редакцию, что такая большая команда генерирует недостаточно просмотров. Я понимал, что мы не сможем вечно тратить столько, сколько на старте, – либо нам придется генерировать больше трафика. И я предложил ребятам новую схему работы, по которой они должны были из традиционных авторов превратиться в людей, которые не только пишут, но подтягивают и редактируют внешние блоги со своей журналистской «поляны». Некоторым это не понравилось, они мне заявили, что их заставляют работать секретаршами, а они так не хотят. С некоторыми из них мне было очень жалко расставаться, но альтернативы я не видел. И вообще, когда принимаются такого рода решения, идти на попятную нельзя, – потеряешь контроль над тем, что происходит в проекте. Но я был уверен, и сейчас уверен, что изменение формата было необходимо. Жаль, что некоторые сильные журналисты его не приняли.

А, ну и да, – я не верю в традиционный формат «заметки», который очень нравился большинству из ушедших. Я считаю, что у него нет особого будущего в интернете.

Я подозревала, что причина раскола – невыполнение бюджетного плана. Это разве не менеджерская ошибка? Или все-таки делать в России бизнес на качественной журналистике – это утопия при существующей паре исключений?

– Реклама тогда продавалась значительно хуже ожиданий. Я говорил Винокурову, что надо потерпеть, что это инерционный бизнес, и я был прав, – деньги потом потекли неплохо. Он тоже был по-своему прав, – ему не хотелось содержать большую редакцию при неясных коммерческих перспективах. А зарабатывать на качественном контенте можно, и я уверен, что Slon.ru рано или поздно будет продан за хорошие деньги.

А мне жаль, что рухнуло то, благодаря чему Slon стал известен. На мой взгляд, при смене концепции (и потере при этом ключевых людей) ушли самые сильные стороны этого издания.

– На мой взгляд, этого не случилось. Slon всегда был экспериментальной площадкой, и эксперименты продолжились – какие-то удачные, какие-то менее. Проект продолжал выполнять свою функцию на рынке. И то, что сейчас он достаточно хорошо продает рекламу, – результат инерции, наработанной и первой командой, и последующими ее вариациями.

Тут надо понимать еще, что Slon был в большей степени лично моим проектом, чем большинство предыдущих. Он не был бы создан, если бы я его не придумал. Поэтому, когда ребята мне сказали, что они не пойдут со мной по новой дорожке, я вполне сознательно решил идти без них.

Ну бог с ним, со Slon, странно бы нам было его тут анализировать, – пусть это делают сторонние журналисты. А скажите, отъезд ваш в Украину – результат того, что в Москве стало нечем дышать как журналисту и редактору, или того, что вы здесь со всеми рассорились?

– Скорее первое. Я вполне способен до сих пор находить работу в Москве, хотя на рынке обо мне говорят разное, в том числе много жестких и неприятных вещей. Собственно, у меня к моменту отъезда был хороший по деньгам офер от одной крупной структуры, но мне пришлось отказаться, потому что к нему были приделаны политические ограничения. На самом деле в Москве сейчас очень мало мест, где можно сохранять уже упоминавшуюся анальную девственность. А для меня это основополагающая штука.

Думая об интервью с вами, я обращалась к нескольким людям, знающим вас лично, – с вопросом о том, что бы они у хотели узнать. И несколько людей сказали, что у них нет к вам вопросов. Почему так, на ваш взгляд?

– Чтобы я мог внятно ответить, мне надо понимать, что это за люди. Если это был раздраженный ответ, все понятно – я просто этим людям не нравлюсь. А если нет, – это другая история. Значит, они понимают, что я делал все это время. В принципе, это не так уж трудно вычислить по продуктам, мне кажется.

Кто-то просто считал, что все факты вы способны повернуть в свою сторону.

– Вы можете убедиться, что я ничего подобного не делаю. Сейчас мы живем в стеклянном доме, все, что делается, видно с нескольких сторон. Нет смысла ни оправдываться, ни приукрашивать.

Зачем тогда в этом интервью вы говорите, что не раздавали компьютеров в Slon, если было обратное?

– В Slon мы купили макбуки и дали в пользование тем, у кого была недостаточная зарплата, чтобы купить себе сразу надежную машину. Те, у кого было побольше денег, компов не получали, работали на своих, и я в том числе.

Вам, кстати, давали комп? Я не помню.

Да, но потом я его вернула. В общем, без ваших пояснений нельзя было бы понять, что это не совсем так. Спасибо за интервью.

– Всегда пожалуйста.