Шестнадцатый выпуск рубрики проекта «ПостНаука» на Slon. Подборка самых интересных видео недели с небольшими комментариями от специалистов «ПостНауки». Сегодня у нас: зачем социология смерти двигается в направлении десекуляризации, почему царские надписи на монументах майя говорят только о победах, когда в нашу жизнь придет обещанный еще 10 лет назад интернет вещей?

Социология смерти: перспектива десекуляризации

Социология смерти изучает бытование смерти в социальном контексте, то, как люди относятся к ней, как интерпретируют смерть, что о ней думают. Она не ставит философские вопросы – что такое смерть, есть ли жизнь после смерти. Она не заглядывает в теологию и не занимается последними философскими вопросами о том, что ждет человека в конце. И в этом контексте, конечно, в российской традиции мы наблюдаем полную пустыню. Причина не в том, что русскоязычные авторы обходят тему смерти стороной. В большей степени это связано с ее непопулярностью в обществе.

Социологи Ансельм Стросс и Барри Глезер обратили внимание на парадокс. С одной стороны, мы избегаем говорить о смерти. И в общественном сознании, и в наших личных коммуникациях мы блокируем эту тему, мы не готовы к разговору на нее. С другой стороны, телевидение заполнено насилием, сюжетами об убийствах, катастрофах и так далее. Публика действительно горит желанием смотреть на эти катастрофы. Мертвое тело притягивает не меньше, чем живое.

Вплоть до 1990-х годов прошлого века исследователи, занимавшиеся изучением смерти, работали в секулярной парадигме. Всячески декларировалось, что, если мы хотим заниматься наукой, то всевозможные религиозные мистические интерпретации, бытующие в обществе, должны быть отстранены, а концептуальный аппарат исследователей должен строиться на секулярной традиции. Современные подходы к изучению смерти направлены на преодоление этого секуляризма. Их можно назвать постсекулярными исследованиями. Тематика смерти неразрывно связана с религиозным сознанием. Мы не можем начать говорить об этом явлении, не задав предельные вопросы. Как будут развиваться исследования бытования смерти в социальном мире? В тесном взаимодействии с постановкой религиозных вопросов.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/27967

О чем рассказывают царские надписи майя?

Один из важных источников изучения культуры майя – царские надписи на монументах. Авторы, цари, по чьим приказам они высекались, очень редко рассказывают о своих неудачах. История, которую мы воссоздаем по этим монументам, – это в основном история успехов. О поражениях, неудачных походах или о каких-то иных деяниях мы узнаем не из рассказа протагониста, а, наоборот, из надписи его соперника, врага, соседа.

Человеку, желающему глубже узнать историю майя, надписи на монументах могут показаться скучными. Если это отчет царя перед потомками, предками или божествами, то в основном там перечислены события его личной жизни (он родился, взошел на престол, женился, умер), сообщается о победах и ритуалах. Вот три основных аспекта: династическая, военная и ритуальная жизнь. Ничего длинного, пространного, интересного, как правило, там не встречается. Такого рода тексты будут редки. Еще один очень специфический момент: в основном повествование идет от третьего лица. Это отличие поражает при знакомстве с традицией майя, потому что в Старом Свете обычно писали от первого лица.

Создание монумента означало его включение в историческую канву. Для того чтобы разрушить эту историю, нужно было ниспровергнуть каменный монумент, разрушить стелу, разломать ее пополам или сбить надпись на иероглифической лестнице. Есть интересные примеры того, как победители увозили их в свои города и создавали там псевдонадписи.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/27955

Когда нам ждать интернета вещей?

Internet of Things – это концепция, в рамках которой к всемирной паутине окажутся подключенными обычные физические объекты, окружающие каждого из нас. Google заплатил очень большую сумму, купив никому не известную в России компанию Nest, производящую термостаты. Что в этом нового? Данный термостат подключен к вашей домашней Wi-Fi-сети, и вы можете управлять им с помощью телефонного приложения. Кроме того, он умеет запоминать, когда вы приходите домой и когда уходите из дома. Он знает, что в воскресенье вы спите дольше. Он автоматически подстраивается под вашу жизнь и самостоятельно регулирует температуру в доме, включает кондиционер или обогреватель в зависимости от того, что необходимо. Вам не нужно делать это вручную, а самое главное – вы не забываете ничего выключить и экономите электроэнергию.

В самом конце 2013 года четыре очень большие компании – Cisco, Bosch, ABB и LG – создали консорциум по разработке единой программной платформы для построения «умного дома». Уже к 2015-му они обещают выпустить не менее 6 млрд беспроводных устройств, которые окажутся подключенными к сети.

Концепция Internet of Things возникла давно, однако ее практическое внедрение происходит не так быстро, как ожидали 10 лет назад. Прежде всего это связано с тем, что число устройств в сети будет очень большим. Современные сотовые сети не приспособлены к работе с межмашинным трафиком в таком объеме. На сегодня просто не существует даже бизнес-моделей, которые могли бы быть предложены сервис-провайдером для развертывания бизнеса, связанного с «интернетом вещей». Концепция «интернета вещей» имеет свое продолжение не только в «умном доме», но и в «умном предприятии», «умном городе», и я думаю, что именно в этих областях она будет активнее всего развиваться. Попытка извлечь прибыль из информации, получаемой при помощи этих датчиков, ляжет в основу дальнейшего развития концепции.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/30026