
Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин
Уже около десяти дней как в регионах официально стартовали избирательные кампании по первым в «новой версии» выборам губернаторов: как известно, после того как досрочно прекратить нынешний мандат попросил президента рязанский губернатор Олег Ковалев, количество «экспериментальных регионов» по выборам «с фильтрами» достигло 5 (Амурская, Белгородская, Брянская, Новгородская и Рязанская области). Согласно федеральному законодательству решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Таким образом, «дедлайн» для регионов, намеренных провести выборы губернаторов в единый избирательный день 14 октября, окончился. Тем не менее, в конце минувшей недели ряд федеральных СМИ сообщили о том, что якобы подал заявление о доверии президенту РФ Глава Калмыкии Алексей Орлов. Речь о понятной цели – выйти на досрочные выборы, чтобы успеть провести выборы по максимально зарегулированной и почти не дающей шансов для регистрации реальных оппонентов процедуре, пока ее не поменяли. Ведь риск того, что правила будут меняться в более конкурентную сторону, велик – чрезмерное нагромождение фильтров, как и предсказывали эксперты, превратило «типа выборы» в слишком громоздкую и скандальную процедуру, и не успела кампания стартовать, как скандалы уже начались. Так, заявила о фактической невозможности сбора подписей в данных условиях кандидат в губернаторы Новгородской области от КПРФ Ольга Ефимова. Однако, похоже, что или Алексей Орлов, или его советники явно перемудрили. Во-первых, дедлайн по тому, чтобы уложиться в кампанию в расчете на 14 октября, уже прошел. Теоретически закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит норму, согласно которой «при назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть». Однако, во-первых, могут, не значит обязательно должны быть сокращены, а во-вторых, эта норма на практике применялась в последние годы только на местных выборах и выборах депутатов заксобраний и в случае досрочных выборов сокращались не только сроки, но и требования к регистрации кандидатов (в частности, в два раза сокращалось количество необходимых для регистрации подписей избирателей). Гораздо чаще использовалась норма досрочного прекращения полномочий органов власти, согласно которой досрочные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. В этом случае выборы назначались на максимально возможную последнюю дату (к примеру, именно так поступили в Омске и Красноярске на выборах мэров – вакансии образовались в декабре, а выборы назначили только на июнь), а сами сроки процедур были обычными. В то же время в законе о выборах губернаторов нет никаких оговорок о возможности сокращения сроков процедур на губернаторских выборах, как и никаких оговорок про «плавающее» число подписей депутатов для регистрации. Ведь если допустить мысль, что сроки кампании сокращаются, а требования к регистрации нет, то фактически речь идет о чрезмерном ущемлении пассивного избирательного права потенциальных кандидатов и де-факто ужесточении процедуры регистрации сверх требований закона. Это означает, что если допустить проведение в Калмыкии или каком-о ином регионе досрочных выборов губернаторов, то они должны пройти примерно в интервале трех-шести месяцев с момента официального появления вакансии, и уже явно после 14 октября, в некую иную дату. Закон о выборах губернаторов в случае, если ранее назначенный глава региона подает заявление об отставке, фактически содержит для него норму «пан или пропал». Согласно этому закону, если глава региона досрочно прекратил полномочия по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия региональным парламентом, то он не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данными указанными обстоятельствами. Исключение происходит только в случае, если он занимал пост не менее одного года и получил согласие президента на участие в выборах. Таким образом, если президент не дает губернатору согласия, то ушедший в отставку губернатор оказывается перехитрившим сам себя. Слухи о том, что Алексей Орлов очень бы хотел попасть на выборы 14 октября, ходили еще в конце июня – начале июля (так же, как и еще по ряду губернаторов), но, как очевидно, центр пошел навстречу только рязанскому губернатору. Новая волна сообщений СМИ, вероятно, может быть расценена как новая информационная атака со стороны пиарщиков калмыцкого лидера с целью все же вынудить федеральный центр дать ответ. Именно поэтому устами лояльных калмыцких властям комментаторов эту тему стараются в последнее время вбрасывать в информационное поле. Об этих планах поскорее выйти на управляемые пока выборы говорят и кадровые перемены в региональном избиркоме. Впрочем, пока федеральный центр явно выжидает – именно поэтому, вероятно, решение по Орлову и не было принято в начале июля. И в эпоху назначений случалось, когда глава региона очень хотел подать «заявление о доверии», и об этом даже успевали сообщить СМИ, но почему-то затем ничего не происходило – «несогласованные просьбы», невзирая на все информационные атаки, центр просто игнорировал, словно их и не было. Интересно, как он поведет себя сейчас? Почему же Алексей Орлов так рвется на досрочные выборы? Вероятно, ответ прост – очевидно, в условиях роста разочарования населения и эскалации внутренних конфликтов в регионе он пытается как можно быстрее закрепиться у власти на максимально возможный срок. В то же время, анализ деятельности новой калмыцкой администрации за почти два года ее работы показывает, что данное назначение главой сложного региона не избиравшегося на прямых выборах и ранее публично малоизвестного чиновника оказалось одним из самых неудачных в череде замен губернаторов 2009–2010 годов. На этом фоне все большее число избирателей с ностальгией вспоминают времена не самого однозначного Кирсана Илюмжинова, который при всех особенностях стиля своего управления все же был ярким публичным политиком и умел находить балансы между разными элитными группами (во многом потому, что изначально собственной группы не имел) в условиях постоянных информационных войн и конфликтов. То, что ситуация в Калмыкии развивается таким образом, отчасти удивительно, а отчасти закономерно. И в целом ряде иных регионов на фоне деятельности публично неуклюжих назначенцев, исповедующих бюрократический авторитаризм, все чаще с ностальгией вспоминают, казалось бы, пересидевших на своих постах и надоевших губернаторов. Нечто подобное было и в середине 1990-х, когда спустя несколько лет ельцинских назначений губернаторов на прямых выборах в некоторых регионах к власти вернулись бывшие первые секретари обкомов или председатели облисполкомов.
Несомненно, что скоро жителей региона в расчете на досрочную избирательную кампанию ждут и иные пиар-изыски с целью отвлечения внимания от того, чем на самом деле должна заниматься региональная администрация. В целом Калмыкия сегодня демонстрирует очевидный управленческий тупик, где ни схема авторитарного единоначалия, основанная на доминировании популистского харизматического лидера в 1990-е, ни «бюрократический авторитаризм» 2000-х и 2010-х, основанный на элитном междусобойчике и круговой поруке, не оказываются в итоге эффективными.
Это лишний раз подчеркивает, что выбор «1990-е» против «2000-х-2010-х» является во многом ложной дилеммой. И стране, и конкретным регионам нужны не метания между разными видами авторитаризмов, а реальное разделение властей, развитие парламентских институтов, сдержки и противовесы, рассредоточивающие власть и тем самым гарантирующие от ее злоупотреблений.
Вместо ремонта в авторитарном тупике нужно просто выходить на иную дорогу.