Сегодня днем глава ЕЦБМарио Драги озвучил решение ЕЦБ по уровню процентных ставок в еврозоне и параметров программы выкупа облигаций. Ответ Драги на требования спасти еврозону в частности и сжимающуюся европейскую экономику в целом отличается осторожностью, взвешенностью и желанием переложить ответственность за будущие проблемы и решения на политическое руководство стран Евросоюза, ЕС и МВФ. В «послематчевом» выступлении были заметны послания Кристин Лагард, Меркель и ее коллегам, Монти и Рахою. Пожалуй, только Бернанке не получил никаких знаков и намеков. Сохранение ставок на неизменном уровне, скорее всего, объясняется желанием сохранить в запасе наиболее сильный инструмент. Банковский сектор и так переполнен ликвидностью, излишки переполняют депозиты в ЕЦБ, ставки по которым 0% – проблема не с доступом банков к ресурсам, а с нежеланием предоставлять кредиты корпорациям, а также убытками от ценных бумаг на балансах банков. Снижением ставок на 25 б.п. проблему не решишь, а очередной патрон из сокращающейся обоймы использовать придется. Основным блюдом сегодняшней пресс-конференции Драги была программа выкупа суверенных облигаций, анонсированная еще в начале августа, в обсуждении которой на сегодняшнем заседании правления ЕЦБ приняли участие высшие чины Еврогруппы и Еврокомиссии. Сегодня были заявлены следующие пункты «плана Драги»: Во-первых, под скупку активов будут подпадать долги только тех стран, которые получают помощь ЕС и МВФ, соответствуют критериям программ поддержки. Фактически, для получения помощи проблемные страны должны официально ее запросить – и получить одобрение и рецепты для улучшения своего бюджетного положения. Во-вторых, под программу подпадает только долг сроком до трех лет, а более долгосрочные обязательства остаются «за кадром». В-третьих, все покупки долгов ЕЦБ через новую программу OMT (немедленных монетарных транзакций) должны иметь «старший» статус и не подпадать под возможные реструктуризации (как это произошло с долгами Греции). В-четвертых, ЕЦБ не выставлены никакие целевые уровни процентных ставок или объемов, требуемых для интервенций. Небольшим «бонусом» для стран, чей долг будут выкупать, стало решение не требовать минимального уровня кредитных рейтингов при выкупе активов. Одновременно с запуском нового механизма объявлено о прекращении программы выкупа активов на вторичном рынке (SMP). По совокупности, новую программу можно оценить положительно – учтены практически все требования стран-доноров и нужды проблемных стран. Для европейской периферии создана дополнительная подушка безопасности, которая будет препятствовать резкому росту стоимости обслуживания не слишком длинного долга. Ответственность за поддержку бюджетов проблемных стран оставили за Еврокомиссией и МВФ, а также учрежденными ими фондами. Участникам долгового рынка дан четкий сигнал не играть против ЕЦБ, который будет проводить интервенции на свое усмотрение. Наконец, ликвидность, формируемая в процессе выкупа, будет стерилизована – и значит, не окажет влияния на инфляцию. У программы есть возможность для расширения как в сторону увеличения списка активов, так и удлинения выкупаемых бумаг. Основным недостатком – причем, встроенным в программу целенаправленно – остается то, что она не будет стимулирующей для экономики – эти вопросы отданы на откуп национальным правительствам и будут реализованы через бюджетные механизмы и дальнейшую фискальную федерализацию Европы. Рецессия с высокой вероятностью приведет к нарушению проблемными странами требований своих программ и поэтому жесткость или мягкое отношение к соблюдению требований программы является большим вопросом. Реакция рынков на детали программы оказалась весьма позитивной: доходности по облигациям основных кандидатов на помощь – Италии и Испании – упали, рынки акций по всему миру выросли. Влияние программы на российский долговой рынок, скорее всего, будет положительным. ЕЦБ подписался на роль «шерифа» долгового рынка и обладает достаточным инструментарием, чтобы удержать рынок от неконтролируемого коллапса. Ну а низкие доходности по качественным активам могут стимулировать переход в более доходные бумаги – в том числе российские облигации.