Сергей Чемезов © fotoimedia / Сергей Портер

Бывший военный министр Анатолий Сердюков, судя по всему, станет советником главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Обстоятельства отставки с самого начала позволяли предположить, что по-настоящему почетная пенсия Сердюкову не светит. Ему, конечно, позволили написать «по собственному желанию», но скандал уж слишком велик, а федеральные телеканалы уж слишком бесстрашно набросились на бывшего министра и его соратников. Тут даже на место сенатора от какой-нибудь Удмуртии не стоит рассчитывать. Такому отставнику и правда прямой путь в советники к Чемезову. Если начать припоминать, кто в разное время «советовал» главе «Ростехнологий», то со все возрастающим удивлением заметишь: это люди, которые не просто сошли с политической и экономической сцены, а самые-самые «лузеры» – те, кто ушел со скандалом и позором. Среди советников Чемезова, конечно, есть и не замеченные в унизительных скандалах, но создается впечатление, что по большей части их набирают среди тех, кого больше уже никуда не возьмут.

Здесь мы приводим список самых «титулованных» советников главы «Ростехнологий».

Юрий Коптев,
экс-глава Роскосмоса Бессменный глава космического ведомства на протяжении 12 лет, который вынужден был существовать в сложных для отрасли условиях. Тем удивительней его долгожительство в высших эшелонах власти – несмотря на многочисленные скандалы, связанные с подведомственной ему отраслью. Формальной причиной отставки в 2004 году стала реструктуризация ведомства и в какой-то степени преклонный возраст Коптева – выходца еще из советской номенклатуры. Фактически же причиной стала крайняя неэффективность Роскосмоса. Не появлялись новые типы спутников, программы создания новых средств выведения (вроде ракет семейства «Ангара») провалились, программа ГЛОНАСС бесконечно откладывалась, ну и, конечно, ракеты падали, а спутники не выходили на орбиту.

Николай Колесов,
экс-губернатор Амурской области Колесов обещал сделать из отсталого региона «локомотив Дальнего Востока», но преуспел только в налаживании цензуры в местных СМИ, Амурская область же стала еще более депрессивным и дотационным регионом. Тучи над губернатором начали сгущаться в 2007–2008 годах, когда сразу несколько членов его команды оказались не просто под следствием, а за решеткой. Добрый десяток чиновников на уровне министров регионального правительства и даже первый зам губернатора ходили под статьей «Мошенничество с использованием служебного положения». Воровали в Приамурье слишком нагло даже по российским меркам. Сам губернатор вышел более-менее сухим из воды: кара состояла лишь в позорном увольнении по представлению тогдашнего президента Медведева. А местные жители еще долго припоминали рабочий кабинет Колесова, ремонт которого обошелся более чем в 100 млн бюджетных рублей, – при отделке было использовано 170 квадратных метров сусального золота.

Алексей Федоров,
экс-глава Объединенной авиастроительной корпорации Федоров с самого зарождения руководил ОАК – мощным холдингом, который государство решило создать для объединения основных авиастроительных активов России. Федоров не полностью вписывается в наш перечень провальных руководителей, нашедших пристанище в «Ростехнологиях». Он был, пожалуй, не хуже большинства других менеджеров отрасли – у него случались, конечно, провалы, но были и относительные успехи – взять хотя бы налаживание работы ОАК, которая, как ни крути, функционирует. Не повезло ему, скорей, в том, что его недоброжелателем был Михаил Погосян, одержавший в конце концов аппаратную победу. Причем, разгромную: Федоров был уволен Медведевым в 2011 году с унизительной формулировкой «за недостаточное внимание к инновациям». Он перешел на должность президента корпорации «Иркут» (входит в структуру ОАК), но вскоре вынужден был подать в отставку и с этого поста.

Евгений Бачурин,
экс-глава Росавиации Федеральное агентство гражданской авиации – вообще довольно «расстрельное» ведомство. Бачурин – не единственный, кто покинул свой пост в Росавиации бесславно, так как катастрофы, увы, случаются регулярно, и с этим очень долго ничего не могли поделать. Для Бачурина отягчающим обстоятельством стал его конфликт с министром транспорта Игорем Левитиным. Бачурин выдвинул амбициозное предложение вывести ведомство из-под Минтранса и создать отдельное министерство. Причиной увольнения, впрочем, стал скорее отчет Генпрокуратуры, которая в 2008 году обрушилась с критикой на руководство Росавиации, из-за недоработок которой семь подведомственных ей предприятий обанкротились, а на остальных тоже творилось нечто непотребное – вроде закупок роскошных иномарок при неважном финансовом положении предприятий. Прокуроры обвинили Росавиацию и в массовых задержках рейсов. Припомнили Бачурину также не сдержанные им обещания обуздать рост тарифов и цен на топливо.

Борис Алешин,
экс-президент «АвтоВАЗа», бывший вице-премьер Некогда ответственный за всю российскую промышленность протеже Чемезова возглавил главного российского автопроизводителя в 2007 году. В следующем, 2008-м, кризис еще не ударил по России со всей силой – нефтяные деньги лились рекой до последнего квартала. Тем не менее ВАЗ показал большой убыток. Ну а в кризисном 2009-м производство рухнуло почти на две трети (больше, чем у других российских автопроизводителей, которых государство не заливало деньгами из бюджета). Алешин уходил без скандала и унизительных формулировок – дружеские отношения с «Ростехнологиями», в ведомстве которых был ВАЗ, сохранялись. Но показатели его завода в момент отставки говорят лучше любых слов. Справедливости ради надо все же вспомнить: Алешин отказался (по крайней мере, об этом сообщали «Ростехнологии») от «золотого парашюта», причитающегося ему при отставке, – это около $2 млн. Взять кучу денег за провальное руководство предприятием-банкротом – это, конечно, за гранью добра и зла, но многих топ-менеджеров и у нас, и за границей такое соображение не останавливало.