© Edouard Artus

Президент России Владимир Путин в понедельник назвал план по спасению кипрской экономики, включавший в себя на тот момент налог до 9,9% на депозиты, «несправедливым, непрофессиональным и опасным». Наш президент не часто сходится во мнении с большинством экономистов, но тут он попал в точку. Хотя руководствовался Путин, скорее всего, совсем другими доводами.

Действительно, кипрский план выглядит странно. Налог на вклады, хоть и с обменом денег на акции в банках, создает четкий стимул бежать в эти самые банки и забирать из них оставшиеся деньги. Решение заморозить вклады как минимум до четверга только усилит это желание. Поскольку современная банковская система не может себе позволить выплату остатков по счетам всем и сразу, банкам или правительству придется вводить дополнительные ограничения вроде штрафов за срочный вывод денег или дневных квот. А это, в свою очередь, усилит желание людей бежать подальше. В другой стране – например, в России 15 лет назад, – снимать деньги со счетов могло бы быть опасным из-за возможной инфляции. Но на Кипре ходят евро, так что вкладчикам нет смысла рисковать и дальше держать деньги в банках. Это к вопросу об «опасно». Заставлять обычных людей платить за ошибки кипрских банкиров также легко признать «несправедливым». Отсутствие четкого плана по реформированию банков взамен на такие жертвы – «непрофессиональным». 

Сегодняшняя версия плана, по которой вклады до 20 тысяч евро освобождаются от налога, выглядит более разумной с точки зрения Кипра. Но и этот вариант можно считать политически непроходным. Предложение, обсуждаемое сегодня евробюрократами (гарантия вкладов до 100 тысяч евро), более реалистично, но оно еще сильнее ударит по крупным вкладчикам, многие из которых из России. Предлагается обложить их налогом 15,6%, и нетрудно представить, что эта цифра может вырасти в ближайшие дни. Теперь еще интереснее посмотреть на реакцию Путина. 

Трудно поверить, что Владимир Путин и прочие российские политики вдруг ни с того ни с сего обеспокоились судьбами простых киприотов. Скорее всего, их волнует судьба около 20 миллиардов евро, принадлежащих российским гражданам (может быть, эта сумма даже больше). Вопреки расхожему мнению, эти деньги вовсе не обязательно попали на Кипр нелегально. Часто даже нормальные сделки имеет смысл заключать через офшор, чтобы обезопасить стороны от непредсказуемости российского законодательства и тех, кто его применяет. 

Но в любом случае президент России не должен поддерживать утечку денег из экономики. Кипр, хоть и не по собственному желанию, помогает России проводить деофшоризацию. Да, в реальности деньги, вероятно, просто переедут в новый офшор. Но Путин мог и должен был использовать этот шанс, чтобы создать стимулы для возвращения денег в страну.

Кипрский кризис не случайно сравнивают с тем, что произошло в Исландии в 2010-м. Обе страны создали гигантский банковский сектор, в несколько раз превышающий ВВП страны по активам. В такой ситуации государство само по себе не может спасти банки. Деньги брать неоткуда, и крайними в обоих случаях оказались иностранные вкладчики. В случае Исландии это были не только российские поданные, но и несколько сотен тысяч рядовых британцев и голландцев, вложившихся в онлайн-схему Icesave банка Landsbanki. Когда Landsbanki оказался на грани банкротства и перешел к государству, об англичанах и голландцах решено было не беспокоиться. 

Тогда премьер Великобритании Гордон Браун и канцлер Алистер Дарлинг – прямо как Путин сегодня – активно критиковали это решение и всячески лоббировали интересы своих избирателей. В итоге Великобритания и Голландия решили собственноручно возместить своим гражданам потерянные вклады, а потом уже добиваться денег у Исландии через суды. Британское правительство дошло до применения антитеррористического закона, чтобы заморозить оставшиеся в стране исландские активы. Недавно суды наконец закончились победой маленькой, но чрезвычайно гордой Исландии.

Владимир Путин уже спасал российских вкладчиков и на Кипре, и в той же Исландии. Логику российских займов маленьким европейским офшорам трудно было объяснить здравым смыслом, но по крайней мере это удавалось проделать сравнительно тихо. Исландия планирует собрать с вкладчиков 5,8 миллиарда евро. Если Россия тем или иным способом решит дать такие деньги Кипру, его суммарная задолженность перед Россией поднимется до 8 миллиардов евро, что примерно соответствует, скажем, половине расходов на образование российского бюджета. Учитывая, что предыдущий заем Кипру как раз сейчас предлагается реструктурировать, надеяться на возвращение этих денег не стоит. 

Арифметика говорит нам, что у России есть два способа спасти своих вкладчиков. Можно либо спасти всю банковскую систему острова, дав ему те самые 5,8 миллиарда (и это при условии, что Евросоюз даст еще около 10 миллиардов), либо вернуть нашим вкладчикам те проценты, которые у них спишет Кипр. Даже если налог поднимется до 20%, эта сумма не должна превысить 4 миллиарда евро (20% от 20 миллиардов). В реальности она будет меньше, потому что далеко не все российские вклады на Кипре превышают гарантированные 100 тысяч евро. Очевидно, что второй сценарий выгоднее для бюджета. Но он будет прямым – без всяких ссылок на международное сотрудничество и мировую экономику – перераспределением денег налогоплательщиков в карманы самых обеспеченных и, скорее всего, не самых законопослушных граждан.

Тогда получится худший из возможных сценариев: Россия не просто спасет тех, кто выводит из страны капиталы, но сделает это самым неэффективным способом, чтобы только не помешать им. Именно такой подход должен считать несправедливым, непрофессиональным и опасным президент.