Фото: ИТАР-ТАСС / Михаил Почуев

Абсолютно все кандидаты в мэры Москвы в своих выступлениях и программах активно использовали жесткую антиэмигрантскую риторику. В связи с этим

Slon поинтересовался у экспертов, какие экономические последствия может вызвать запрет на работу в Москве низкоквалифицированной иностранной рабочей силы. Как оказалось, если эти меры все-таки будут приняты, то обойдутся они москвичам недешево.

Основная проблема при обсуждении вопроса мигрантов – довольно отрывочные и не всегда достоверные данные статистики. Даже об общем числе иностранных мигрантов мы знаем весьма приблизительно. По словам главы ФМС Константина Ромодановского, численность иностранных мигрантов в России составляет до 14 млн человек: «От 11 до 14 млн – такое количество к нам въезжает ежегодно. Основная часть трудовых мигрантов (около 77%) – граждане стран СНГ. Граждане Украины – около 20%, Узбекистана –15,6%, Казахстана – 11%. Из Китая в Россию въехало 3,5% от общего количества мигрантов, из Германии – 3,4%».

При этом общая численность занятого населения в России составляет 70 млн человек. Таким образом, иностранные мигранты по логике должны составлять примерно одну шестую от всей рабочей силы в России. Однако эксперты сомневаются в точности этих оценок.

«У меня цифры, озвученные ФМС, вызывают серьезные сомнения, – пояснил Slon заведующий лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин, – в этой статистике могут быть отклонения, в том числе потому, что многие мигранты пересекают границу по несколько раз».

Как правило, экономические аргументы против допуска мигрантов сводятся к тому, что дешевая рабочая сила мешает россиянам найти работу. Но это не так очевидно, как кажется.

Судя по опросам, самые распространенные причины, по которым компании нанимают мигрантов, заключаются в том, что «российские работники не идут на тяжелую, грязную работу» (42%) и «не хватает российских кадров нужной квалификации» (31%). И только 22% предпринимателей отвечают, что мигранты привлекают их возможностью платить более низкую зарплату. Среднемесячная зарплата мигранта ниже средней зарплаты по России на 10–15% (в кризис это отклонение доходило до 20%).

Более того, ограничение въезда мигрантов может ударить и по российским потребителям, и по экономике в целом: «Иностранные мигранты занимают нишу низкоквалифицированной рабочей силы, спрос на которую очень велик и на которую россияне практически не претендуют, – поясняет Сергей Рощин, – прежде всего это такие сектора, как строительная индустрия и транспорт. К сожалению, мы не можем даже примерно измерить этот вклад через долю в ВВП или какими-либо еще методами – просто не существует сейчас таких измерений в России, – но очевидно, что если эта ниша опустеет, то заполнить ее будет не так просто. Во-первых, это ударит по потребителям, поскольку цены неизбежно вырастут из-за высоких издержек предпринимателей, а во-вторых, это замедлит рост экономики из-за дефицита рабочий силы. Так что сколь бы красивой ни выглядела риторика изгнания иностранных мигрантов, никакого позитивного влияния на экономическое и социальное положение России это не окажет. Эта риторика всегда строится на аргументах, исходящих из того, что у нас есть какой-то ограниченный ресурс, которым коренному населению приходится делиться с мигрантами. Но это не так, и не только потому, что российские и иностранные рабочие занимают разные ниши на рынке труда, но и потому, что, как показывает мировой опыт, приток мигрантов сам по себе помогает создавать новые рабочие места, так как иностранные рабочие тоже предъявляют спрос на товары и услуги».

О взаимосвязи между ценами и допуском иностранной рабочей силы говорят и эксперты в области строительного рынка.

«В данный момент в Москве одновременно строится более тысячи многоэтажных домов, и практически на каждом объекте заняты иностранные мигранты, – поясняет Slon генеральный директор Аналитического агентства RWAY Александр Крапин, – причем их число может еще возрасти – в июне на Петербургском экономическом форуме Игорь Шувалов заявил о возможности доступа иностранных строительных компаний на российский рынок с целью снизить цены на жилье. Строительное лобби сопротивляется, но, думаю, весьма вероятно, что в следующем году эта мера будет реализована. Если это произойдет, то цены на жилье в Москве могут снизиться по меньшей мере на 20%».

О тех же примерно проблемах говорят и эксперты в области ритейла.

«По-моему, это большой миф, что сейчас можно справиться без мигрантов в сфере ритейла, – пояснил Slon Юрий Кобаладзе, в прошлом управляющий директор X5-Retail Group, – и уж тем более это невозможно сделать одномоментно, просто нет такого количества кадров. А если придется их искать – то это скажется на ценах».
В сфере транспорта ситуация выглядит немного сложнее: «На регулярных рейсах автобусов, а также на грузовом транспорте у нас в основном работают внутренние мигранты, разве только на маршрутках много представителей ближнего зарубежья, но, думаю, эту нишу работодатели найдут кем заполнить, – объясняет Slon Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, – куда больше вопросов вызывают так называемые бомбилы, среди которых действительно в основном иностранные мигранты. Но проблема тут вовсе не в том, что они иностранцы, а в том, что нет нормального регулирования рынка. Если, как это и планируется, у нас появится нормальное городское такси по примеру Нью-Йорка, то предприниматель, нанимающий водителей, будет нести ответственность за качество их работы. И при этом совершенно не важно, кто за рулем, американец, русский, таджик или кто угодно, важно, чтобы он был хорошим водителем. Если пассажир в Нью-Йорке пожалуется на то, что водитель такси не знает английского, то у предпринимателя, нанявшего его на работу, возникнут проблемы с лицензией. А если пассажир пожалуется, что у водителя какой-то цвет кожи не тот, то проблемы будут у него самого из-за его расистских взглядов».

А вот что говорили о мигрантах в ходе избирательной кампании кандидаты в мэры Москвы.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Сергей Собянин

«Я против того, чтобы эти люди просто так оставались. Если кого-то оставлять, то в первую очередь русскоязычных, с адекватной культурой. Соотечественников – так мы их условно называем. Людям, которые плохо говорят по-русски, у которых совершенно другая культура, лучше жить в своей стране. Поэтому мы не приветствуем их адаптацию в Москве. <…> Вношу еще одно предложение. У нас до сих пор существует практика, когда граждане отдельных государств СНГ въезжают в Россию по своим внутренним паспортам. Прошло уже много времени для того, чтобы все государства СНГ сформировались как таковые, и в таких условиях, когда к нам въезжают граждане других стран по внутренним паспортам, обеспечить эффективный иммиграционный контроль практически невозможно. Считаю, что не позднее чем в 2015 году въезд в Россию должен быть разрешен исключительно по заграничным, а не внутренним паспортам других стран», – отметил Собянин.

Алексей Навальный

«Наш город находится на первом месте в мире по числу нелегальных мигрантов. И мигранты совершают значительное количество преступлений, в том числе и тяжких. Когда я стану мэром, я буду добиваться введения визового режима в отношении стран Средней Азии и Закавказья. Без этого мы никуда не продвинемся».

Иван Мельников

«Слово "мигранты" стало ругательным. Виноваты в этом не только мигранты, но и власть. <...> Мигранты – это дешевый рабский труд, приносящий прибыль грязному бизнесу и покрывающей его бюрократии. В результате продолжается наступление на традиции, культуру, родной язык и дух Москвы, на безопасность москвичей».

Сергей Митрохин

«Поощряя привлечение работодателями и городскими структурами ЖКХ дешевой рабсилы, приезжие чиновники открыли "шлюзы" для притока в Москву огромных волн нелегальной миграции. В результате Москва из столицы России превращается в провинцию Средней Азии. Им все равно – ведь это не их город! <…> Огромное количество мигрантов вызывает неприятие у многих москвичей, в результате чего в обществе растут националистические настроения и обостряется криминогенная обстановка. <…> Вместо мигрантов работодатели будут вынуждены нанимать за достойную плату москвичей».

Николай Левичев

«Сегодня Москва не нуждается в большом количестве рабочих рук из-за рубежа. Тем не менее город наводнен мигрантами, многие из которых находятся здесь нелегально. Они живут как бы в другом измерении. Рабочая миграция превратилась в крупный криминальный бизнес, в котором задействованы работодатели, городские чиновники, работники правоохранительных органов».

Михаил Дегтярев

«Борьба с этнической преступностью будет вестись на уничтожение. <...> С 2015 года ввести запрет на въезд в Москву мигрантов без заграничных паспортов. С 2015 года запретить использование труда иностранных граждан в розничной торговле. Подвергнуть жестким санкциям, включая уголовные, работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов».