Фото: ИТАР-ТАСС / Руслан Шамуков

Тезис о трехстах бездельниках на «Валдае» призван продемонстрировать бессодержательность и бесполезность этого мероприятия. Но если о качестве контента можно и нужно спорить, то польза форума вполне очевидна. 

В любом подобном мероприятии главное – это, конечно, кулуары. Чем опытнее участник конференции, тем реже он присутствует в зале (приятное исключение делается в тех случаях, если ты должен быть на сцене) и тем чаще берет в руки микрофон, чтобы задать какой-нибудь острый вопрос. Неформальный обмен мнениями, прогнозами, подглядывание за поведением политических селебрити в неформальной обстановке, налаживание контактов – собственно, главное, зачем такие форумы проводят и посещают.

Во-вторых, на форум впервые позвали российских участников, и это наверняка повысит известность и престижность новгородского курорта. Природа здесь вполне фантастическая – может быть, не русская Швейцария, но вполне русская Финляндия. Делегаты форума потихоньку интересуются стоимостью пребывания и прикидывают возможность привезти сюда на отдых свои семьи, а то и рассказать знакомым. Место объективно хорошее – и транспортно почти что доступное (см. следующий абзац). Автору неведомо, для чего такими рекреационными комплексами владеет администрация президента. Но в отличие от подмосковных подобных учреждений персонал почти пятизвездочен: подчеркнуто дружелюбен, всегда здоровается с посетителями, а к следующему году, возможно, выучит английские числительные. Кстати, постояльцы до пяти звезд часто недотягивают и с малознакомыми соседями в коридорах не здороваются.

В-третьих, хотя большинство гостей добиралось на форум на поезде (а самые статусные – на вертолете), некоторым посчастливилось ехать на автомобиле и увидеть главного претендента на победу в конкурсе «Сердце России» – светофор в Вышнем Волочке, создающий пробку на трассе Москва – Санкт-Петербург длительностью от одного до восьми часов. Впечатления от светофора настолько незабываемы, что его обсуждали даже с трибуны форума. Соответственно, возникает микроскопическая вероятность того, что коллективный разум влиятельных участников форума продвинет эту тему в топ-10 какого-нибудь главного дайджеста. Если этого не случится, то черная дыра в Волочке (начавшаяся, говорят, в 2011 году, когда железную дорогу зачистили под «Сапсаны» и выгоднее стало использовать фуры, поток которых вырос многократно) рассосется только к 2015-му – в рамках строительства платной трассы между двумя столицами. Хотя можно уже сейчас заасфальтировать существующие малопроезжие объездные дороги для легковых автомобилей, чтобы Волочек утратил статус одного из российских проклятий; сейчас в их рейтинге он балансирует где-то после сборной по футболу и тольяттинского автогиганта, немного опережая ГЛОНАСС. 

Что до программы, официальную часть конференции можно разделить на две части – панели и встречи с вип-гостями (последние в большинстве своем проходили в формате off the record). 

Встреча с вип-гостями имеет одну особенность: вопросы жестче и острее ответов. Спрашивают даже про острые и невозможные темы. Даже про Кадырова и призыв в армию из кавказских республик. Но различия между публичным форматом и off the record едва уловимы: слушатели сразу же транслируют услышанное и подслушанное в фейсбук и твиттер, а гости проявляют чудеса дипломатичности (оказалось, по этому качеству Шойгу может обогнать даже Лаврова). В лучшем случае уходят в жонглирование цифр или подчеркнутую парадоксальность. Например, говоря о причинах «неравного присутствия» Собянина и Навального в эфирах госканалов, выступавшие высказались в том духе, что вряд ли эти эфиры кампанию Собянина заметно усилили, с чем зал легко согласился. Участниками (особенно российскими), отчаявшимися добиться от спикеров сенсации, овладевает синдром Добчинского. Вопрос задается с тем, чтобы обратить внимание высокопоставленного слушателя на собственное существование. Или же для того, чтобы через неделю-другую произнести в подходящей аудитории: «Я тут на «Валдае» прямо поставил вопрос перед…» – примерно в том же стиле и с тем же результатом, с которыми КПРФ время от времени «настойчиво ставит вопрос» перед правительством или президентом.

Интригой же остается вопрос о том, зачем позвали оппозицию. Объяснения два. Первое – чтобы продемонстрировать готовность к диалогу с обязательств. Второе – чтобы поссорить между собой, расколоть и отсечь более сговорчивых. Ответа на этот вопрос ждут от итоговой секции с участием Путина.