Виктор Янукович и Александр Лукашенко. Фото ИТАР-ТАСС / Сергей Фадеичев

Отношение белорусской власти к Майдану с самого начала было боязливым. Официальная пресса писала о событиях в Киеве мало и крайне сдержанно, что, вообще-то, не свойственно лукашенковским пропагандистам, которые любят вещать из зомбоящика о том, как американские дети питаются крысами. А здесь выдался такой наваристый повод от души позлословить в сторону загнивающего Запада, разрушающего стабильность в соседской республике. Но госканалы и газеты встретили этот повод в новостной позиции «моя хата с краю»: никакой пропаганды, дезинформации и ура-диктатуры – почти информационная блокада.

Даже сам Лукашенко, который обычно не особо выбирает выражения и говорит что ему вздумается в самой хамской манере, на этот раз высказался осторожно и крайне размыто: «Мы живем в динамично изменяющемся мире. То здесь, то там на планете вспыхивают очаги напряженности. Поэтому нам нельзя терять бдительность. Учиться надо на ошибках других. Примеров тому огромное множество, включая незатухающие «революции» в мусульманском мире и периодически возникающие беспорядки в странах Содружества».

Более того, Батька даже косвенно поддержал майдановцев: «Там довели уже людей до такого состояния: некоторые махнули, думают, хуже не будет».

Обваливший экономику своей страны президент выказал трогательную заботу о белорусской диаспоре на Украине: «Не надо переживать, что вот там что-то случилось, у нас будет. Надо переживать за то, что наши люди там переживают этот тяжелый кризис. Это очень тяжело, и это только начало».

Когда появилась информация о том, что в Белоруссию прибыла первая партия именитых киевских изгнанников, МИД тут же поспешил прилюдно потребовать, чтобы разжалованный министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко и газовый олигарх, соратник Януковича, Сергей Курченко покинули страну «не позднее 18:00». И можно бы подумать, что такая нарочитая публичность требуется исключительно для отвода глаз, если бы речь не шла про белорусское правительство, которое обычно никогда ни перед кем не отчитывается.

Опасения Лукашенко понятны: Украина слишком близко, а события на Майдане неприятно похожи на Плошчу 2010 года. А так как исход революции в Киеве противоположный минскому, белорусы могут захотеть устроить переигровку и у себя. И нет гарантий, что украинские борцы за свободу не приедут помогать братскому народу – визовый режим между странами отсутствует.

Но вероятность того, что Виктор Янукович со товарищи все-таки пригреется в стабильной Белоруссии, все же остается высокой.

Для начала у Батьки уже есть опыт оказания подобных услуг. Напомним, что после беспорядков в Киргизии в 2010 году Лукашенко открыто заявлял, что в Минск успешно переправлен весь клан отставного президента Курманбека Бакиева. Правда, потом Батька передумал и на официальные запросы новой власти Киргизии отвечал, что никого не укрывает. Несмотря на это, в 2012 году людей из свиты Бакиева засекли в белорусской столице бдительные граждане.

К тому же после пропажи и объявления в розыск Виктора Януковича Лукашенко 24 февраля, созвонился с Путиным, чтобы «обсудить ситуацию на Украине и ее значение для двух стран». Почему возникла необходимость в таком совещании и какие директивы отдавал Кремль Батьке, предположить несложно. Прятать Януковича в Белоруссии очень удобно. Между РФ и царством Лукашенко нет даже пограничных постов, поэтому переправить бывшего украинского президента можно быстро, максимально анонимно и без случайных свидетелей. И потом, российское правительство к внешней политике относится все же не настолько беспечно, как Батька, поэтому можно будет честно говорить интересующимся международным властям, что никакого Януковича на территории страны нет.

Кремлю такой расклад выгоден тем, что Янукович хоть идею «оброссиивания» Украины и провалил, но на благо России честно отработал. Даже если пользы от него теперь мало, оставлять экс-президента Украины без присмотра рановато. А Лукашенко, приняв опального соседа, получит двойные бонусы: и с самого Януковича в виде денег, и с Путина – в виде нефтегазовых льгот.

И никакие горячие истории с «Уралкалием» не помешают этой вынужденной белорусско-российской дружбе, основанной на общей истории, географии и привычке делать все, что вздумается, не оглядываясь на какой-то там народец. Для Януковича такая привычка уже оказалась крайне вредной, но нет сомнений, что собратья по клубу диктаторов помогут перекантоваться. 

Убежища в Белоруссии ищут не только высокопоставленные соратники Януковича, но и, не исключено, он сам. С просьбами о предоставлении жилья обратились к соседям и бойцы украинского спецподразделения «Беркут». Недавно администратор группы «Беркута» соцсети «ВКонтакте» разместил объявление: «Друзья, нужна помощь, многие просят укрытия (хотя бы временного) в Белоруссии. Много просьб о помощи – не материальной, а физического проживания. Если есть в деревнях пустые дома или место, где можно укрыться, пишите. Много женщин с детьми, ситуация критическая, надо вывозить детей и женщин».

И белорусы откликнулись на призыв, причем многие оставляли свои координаты в открытом доступе. Я позвонила по нескольким из оставленных номеров, чтобы спросить, по какой причине люди хотят предоставить жилье тем, кто стрелял по своим соотечественникам. Отвечают все более чем ожидаемо. Александр из Брестской области неласково сообщил, что считает бандитами не беркутовцев, а тех, кого те расстреливали: «Сами виноваты, нечего было против власти переть, чего им не хватало?!» – и бросил трубку. Сергей из Гомеля сказал, что у него есть дача недалеко от города и он готов поселить в нее не самих беркутовцев, а членов их семей: «Женщины и дети ни в чем не виноваты! Они знали, на что шли, а военные просто выполняли приказ!»

Лукашенко прав: в Белоруссии никакого Майдана не будет. Пока народ считает, что те, кто расстреливает демонстрантов, ни в чем не виноваты, потому что «просто выполняли приказ», никаких изменений в стране не может произойти. Кажется, изменения – это то, чего больше всего боятся терпеливые белорусы.