Петр Порошенко. Фото: ИТАР-ТАСС
У Украины – новый президент. Победив в первом туре, Петр Порошенко буквально купил билет на войну – причем сразу на должность верховного главнокомандующего. Хотя и без войны на востоке неотложные задачи, которые необходимо как можно скорее решить новоиспеченному президенту, выстраиваются в длинный ряд. Перечислять их все можно часами, поэтому остановимся только на тех, по поводу которых сам Порошенко уже успел высказаться за первые пару дней после выборов.
Задача 1. Донбасс
Сейчас для Украины вопрос номер один – восстановить территориальную целостность. Хотя бы фактическую – понятно, что пока Украине не до Крыма. Речь идет о Донецкой и Луганской областях, где половина территории не контролируется из Киева.
В создании в Донбассе управляемого хаоса были заинтересованы очень разные группы. Все они если не приложили руку к происходящему, то, как минимум, не мешали. Это и местные олигархи (Ахметов, Ефремов), и недавние беглецы («семья» Януковича), и российские власти. Но сейчас уже более-менее понятно, что стратегических планов насчет Донбасса, в отличие от того же Крыма, ни у кого не было. Предполагалось «посмотреть, как пойдет», и по максимуму использовать сложившуюся ситуацию.
Проблема в том, что, как это почти всегда бывает на Украине, управляемый хаос очень быстро стал неуправляемым и даже опасным для кукловодов. Не зря Ахметов, прозванный «хозяином Донбасса», сейчас отсиживается в Киеве. Группировки ополченцев вышли из-под контроля, воюют друг с другом, переходят к мародерству и пытаются обеспечить себе экономическую самодостаточность, отжимая местные предприятия. Из нужных они быстро стали вредными. Это верно и для российских властей, для которых стремительно выходящие из-под контроля донбасские союзники становятся источником репутационных проблем и плохим примером для недовольных в собственной стране.
С другой стороны, у киевской власти развязаны руки. Выборы прошли с рекордной явкой, кандидат победил в первом туре с большим отрывом – продолжать говорить о киевской хунте теперь гораздо труднее. Теперь Киев уже может не бояться срыва выборов и, например, ввести в ряде регионов чрезвычайное положение.
Активизация боевых действии на востоке, произошедшая буквально в первый же день после выборов, свидетельствует: от осторожно осадной тактики украинские силовики переходят к наступательной. Учитывая превосходство в силах и разобщенность противника, это рано или поздно должно привести их к успеху.
Но тут перед президентом встанет намного более сложная задача: убедить радикально настроенную часть местных жителей, что они не живут в условиях оккупации и никто не собирается посягать ни на их язык, ни на их культурные особенности. А также разоружить вышедшие из-под контроля банды. И тут главный вопрос грядущего «замирения Донбасса» – это насколько Петр Порошенко будет готов договариваться с местными элитами. Особенно с теми, кто сначала помог пламени разгореться, а потом утратил контроль над ситуацией.
Задача 2. Москва – Брюссель
По образованию Порошенко – дипломат. Это образование ему сейчас пригодится, потому что Украина находится в состоянии жесткой конфронтации с крупнейшим соседом и главным торговым партнером. Даже с учетом того, что обе страны настроены на постепенное разведение мостов, в ключевых сферах (энергетика, ВПК) даже для цивилизованного развода нужно снизить накал страстей. А сделать это очень трудно в ситуации, когда одна страна оккупировала часть другой и отказывается даже обсуждать этот вопрос, а вторая решительно не готова мириться с таким положением.
Буквально сразу же после оглашения предварительных результатов экзит-поллов Петр Порошенко сделал два важных, но отчасти взаимоисключающих заявления. Во-первых, он сказал, что переговоры с Россией отныне намерен вести в «женевском формате», то есть с привлечением посредников в виде ЕС и США. Соотечественники аплодировали – такой формат почти исключает закулисные договоренности и снижает вероятность кидалова.
Но одновременно Порошенко заявил, что намерен вскорости посетить Москву для переговоров по всем спорным вопросам. Фактически он тем самым не только сам пригласился в гости, но и пригласил в гости к Владимиру Владимировичу европейскую и американскую делегации. Москва пока что ответ на такое предложение не дала – и не факт, что даст. Тем более что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже заявил, что Крым – не предмет для дискуссий. А устраивать такую встречу и не упоминать Крым было бы очень странно.
Помочь добиться взаимопонимания с Москвой новому президенту Украины мог бы Дмитрий Фирташ – олигарх, бенефициарий недавних украино-российских газовых схем и человек, сыгравший важную роль в переходе на сторону Порошенко Виталия Кличко и партии УДАР. Но, во-первых, привлечение такого посредника негативно скажется на рейтингах Порошенко на Украине. А во-вторых, Фирташу для начала надо вырваться из цепких объятий американского правосудия, в которых он сейчас пребывает.
На западном направлении наметился шанс беспрецедентного сближения Украины с Европой. Во-первых, возможное подписание экономической части договора об ассоциации и свободной торговли. Во-вторых, ЕС готов к фактической отмене виз для украинских граждан. Очевидно, что для Порошенко, который был последовательным лоббистом европейского вектора даже в правительстве Януковича, это хороший шанс оправдать доверие избирателя. Осталось согласовать положения о зоне свободной торговли, принять необходимое законодательство и как можно скорее наладить выпуск биометрических паспортов.
Впрочем, есть проблема. Для всего этого (кроме паспортов), а также для многих других неотложных шагов нужна поддержка парламента и правительства. А с этим могут быть накладки.
Задача 3. Рада
Украина требует неотложных реформ. Это уже не просто дежурная фраза: в нынешней ситуации от этого зависит как само существование государства, так и политическое будущее его лидера. Проще говоря, за февральской революцией может прийти октябрьская. Сейчас каждый украинец убежден: государство мертво, поскольку работу его институтов, за редчайшими исключениями, нельзя признать работой. А следовательно, все они – соль, утратившая силу. Сейчас в огне боев, на честном слове, на одном крыле и на общенациональном аутсорсе рождаются зачатки будущей украинской армии. Но в стране по-прежнему нет милиции, нет налоговой, нет таможни и пограничной службы, нет судебного аппарата и почти нет квалифицированного чиновничества… Список можно продолжать. Главное требование украинцев к президенту – создать новую государственную машину. Причем в условиях очень ограниченного времени и средств.
Понятно, что это неподъемная задача. Но программа-минимум – начать. Или убедить народ в том, что ты начал.
Но тут возникает другая проблема. По действующей Конституции Украина – парламентско-президентская республика. И заниматься государственным строительством должен не столько президент, сколько парламент и сформированный им кабмин. А лучше – оба вместе.
Как ни странно, с кабмином пока проблем нет. Петр Порошенко уже пообещал не пытаться убрать Арсения Яценюка с поста премьер-министра: его действия и действия многих его подчиненных вызывают у украинской общественности осторожный оптимизм. Если же еще и силовики реабилитируются четким завершением АТО – многие украинцы впервые начнут гордиться правительством.
А вот парламент – это одна большая проблема. Сейчас он категорически не соответствует карте политических предпочтений украинцев. За последние полгода для Украины прошло лет пять, и за эти лет пять страна здорово изменилась. Наглядное доказательство – результаты президентских выборов. Сравните их с результатами парламентских выборов-2012 и оцените разницу.
Следовательно, нужно пересобрать парламент, пока он не стал диктовать собственные условия. Например, не начал торговаться за необходимые законопроекты. Или не попытался пропихнуть конституционную реформу, ограничивающую полномочия главы государства и федерализирующую Украину до состояния феодальной раздробленности (работа в этом направлении уже ведется). Для президента это необходимость. И народ его в этом полностью поддержит. Перезапускать власть – так всю.
Но как его пересобрать? В этом Петру Порошенко может помочь УДАР. Партия Виталия Кличко – член парламентской коалиции. По действующей Конституции парламентская коалиция – синоним работоспособности парламента, и если она развалится и не сможет собраться в течение 30 дней, президент получит право распустить Раду. Дальше – новые выборы. Следовательно, если УДАР выйдет из коалиции, а новая не соберется (а собирать особо не из кого), то Порошенко сможет перезагрузить всю систему.
Но тут опять вопросы. Перезагрузить по каким правилам? И в пользу кого?
Единственная парламентская партия, заинтересованная в новых выборах в кратчайшие сроки, – это УДАР. Она на пике популярности. Все остальные потеряют, а «Свобода» и Компартия рискуют вообще не попасть в новый созыв. Особенно не рады новым выборам внефракционные кандидаты, избранные по мажоритарным округам. Большинство из них – бизнесмены, потратившие большие деньги на предвыборную кампанию с расчетом их отбить теми или иными способами. Сокращение срока пребывания в Раде для них – упущенная выгода.
По-хорошему, чтобы принести пользу стране и понравиться людям, президент должен приложить все усилия, чтобы избавиться от нынешней смешанной избирательной системы, где 225 депутатов избираются по партийным спискам, 225 – по мажоритарным округам. Мажоритарка – источник злоупотреблений. По ней неизбежно проходят местные князьки, готовые быть лояльными любой власти, лишь бы та способствовала их финансовому благополучию. Собственно, именно ради таких лояльных штыков предыдущая власть и вернула мажоритарную систему. Но для того, чтобы от нее избавиться, нужно менять закон о выборах. А это должен сделать парламент. Который, напомню, вообще на перевыборы не настроен.
Тем не менее личное общение с отдельными депутатами как от УДАРа, так и от «Батькивщины» вселяет осторожный оптимизм. Есть вероятность, что многие депутаты – ближе к роспуску парламента – все же поддержат отмену мажоритарки – кто-то в надежде увеличить свои шансы пройти по списку, а кто-то просто в качестве жеста доброй воли перед уходом из политики.
Другая проблема – списочная часть. Объективно Украине нужны открытые партийные списки, то есть списки, очередность кандидатов в которых в той или иной форме определяет избиратель. Закрытые списки, когда порядок кандидатов учреждает сама партия, приводят к печальной схеме «паровоз», при которой к приятно выглядящим лидерам партии цепляется пара десятков откровенных политических уродов, конъюнктурщиков и квотных представителей олигархов согласно заранее купленным билетам. Набор таких ненадежных лиц в итоге вредит и самим партиям, но так зарабатываются очень большие деньги. Поэтому от закрытых списков сейчас не готовы отказываться даже относительно прогрессивные силы и личности. Все понимают – но не готовы.
Задача 4. Партия
Наконец, главный вопрос для президента – на кого опираться и кого поддерживать? Собственной политсилы у Порошенко почти нет. То есть она, конечно, есть – несколько лояльных депутатов и полуфантомная партия «Солидарность». Но на такое опираться – провалишься.
Можно по-быстрому набрать людей и построить партию с колес. Но качество такой партии будет соответствующим. Порошенко уже ругали, что в рамках предвыборной кампании он от безысходности тащил себе в штабы на местах лиц, которых жители оных мест с радостью видели бы равномерно покачивающимися на осине. Строить по такому же принципу партию – рыть себе могилу.
Можно опереться на партию УДАР. Она достаточно крепка, а после выборов и вовсе может стать крупнейшей в новом парламенте. Но она – не родная. За широкой спиной Виталия Кличко стоят инвесторы с неоднозначной репутацией – в первую очередь вышеупомянутый газовый олигарх Фирташ и экс-глава администрации президента Януковича Сергей Левочкин. С одной стороны, это полезные связи, а с другой – лишние обязательства.
Есть и третий вариант: договориться со всеми и ничего не менять. Не распускать парламент, а собрать в нем ситуативное большинство из всех, с кем получится договориться. Но это значит, во-первых, предать ожидания избирателя и собственные обещания, а во-вторых, быть должным сразу всем. Это тот случай, когда быть трусом опаснее, чем рискнуть и шагнуть в неизвестность.
В итоге получается, что объем работ и на себя, и на страну перед президентом стоит просто рекордный. И каждый шаг – большой риск. Петр Порошенко, как и Украина, оказался в ситуации, в которой слабость, непрофессионализм, негибкость или просто ошибки уже непростительны – нет ресурса прочности. А следовательно, либо он будет хорошим президентом, либо в довольно скором времени не будет никаким.
Почему есть надежда, что он это может? Ранее Порошенко отличался уникальным для украинской политики талантом совмещать личные и государственные интересы без ущерба для какой-либо из сторон. Съездить в Россию в статусе министра иностранных дел, ни с кем не поругаться и вернуться с пакетом стратегических заказов, ряд из которых в итоге будут выполнять его же предприятия – это про него. Возможно, и в этот раз он сможет сделать хорошо и себе, и стране.