Фото: Илья Батраков / Афиша
Российский стартап Lapka наделал много шума на Западе, выпустив набор миниатюрных датчиков для iPhone. У датчиков элегантный вид, и они могут определять уровень радиации, влажности, количество нитратов в продуктах и силу электромагнитного поля. Сочетание притягательного дизайна и интернета вещей — что еще нужно для успеха?
Однако в последнее время поток публикаций о Lapka иссяк, пошли даже слухи о закрытии проекта. А сегодня стало известно, что небольшую команду, создавшую Lapka, купил Airbnb — крупнейший в мире сервис поиска жилья для путешествий.
Компания Lapka основана Вадиком Мармеладовым — он вырос в Тольятти, в 16 лет переехал в Москву, где стал работать дизайнером. Сейчас ему 29, в интервью Slon Magazine он рассказывает о том, как жил стартап, перебравшись в США, почему проект так и не стал масштабным и зачем Airbnb такая странная сделка.
- Стартап с российскими корнями, купленный Airbnb, — громкая история. Как это случилось? И главное — зачем? Гаджеты Lapka совершенно не связаны с бизнесом Airbnb.
- Двое из трех основателей Airbnb, Джо Гэббиа и Брайан Чески, — промышленные дизайнеры, выпускники Школы дизайна Род-Айленда. Как пользователи они заинтересовались Lapka со дня релиза, Гэббиа оказался первым, кто оформил у нас предзаказ. Все это время мы были на связи, периодически встречались. Собственно, Гэббиа в один прекрасный момент и предложил купить компанию и работать над новыми проектами внутри Airbnb.
- То есть Airbnb покупает Lapka не за продукт, а за команду? Это то, что называется acqhiring (acquisition + hiring)?
- Фактически да. Airbnb не нужны датчики, мы будем делать новые продукты. Airbnb — это про все, что связано с жильем, культурой путешествий и экосистемой дома. Что общего у Lapka и Airbnb? Желание отталкиваться не от конкретного продукта, а от ощущений пользователей — не от «интерфейсов» и «дизайна», а от того, что называется user experience.
- Lapka все-таки стала бизнесом или продолжала быть арт-проектом?
- Мы оттолкнулись от идеи создать удобные и красивые датчики, которые с точки зрения соединения стиля и технологий были бы не хуже Apple. Сами по себе технологии не так важны — радиометр, нитратомер и другие сенсоры сделаны на основе давно известных методов. А у нас получилось сделать продукты, которые существуют не ради какой-то определенной цели (замер чего-то), а показывают, насколько далеко зашли возможности современных интерфейсов и гаджетов. О бизнесе мы стали думать позже. На первых порах мы даже не вникали в детали производства — просто съездили в Китай, убедились, что там все делают по нашим эскизам и чертежам. Только с нашим вторым гаджетом, алкотестером Lapka BAM, мы задумались о том, как снижать издержки.
Мы были свободны от инвесторов, от партнеров, нам самим не нужно было зарабатывать деньги. Мы смогли работать смело, стремились к идеальному во всем — в материалах, в пропорциях. Если бы мы делали Lapka заново и с акцентом на бизнес — вкладывались в продвижение, думали про рост скачиваний и продаж, у нас бы, возможно, ничего не получилось.
- Ваши первые самостоятельные проекты для мобильной индустрии — игра Samara, приложение-музей автомобилей Road Inc. Как вообще получилось, что вы переключились на медицинские устройства?
- У меня нет технического образования, но есть опыт в дизайне — я долго занимался графическим дизайном, потом был арт-директором в онлайн-журналах, разрабатывал фирменные стили для разных компаний, а затем переключился на мобильные приложения. В общем, единственное, что я здорово умею, — это делать красиво. Но чтобы донести до публики это «красиво» в том виде, в котором ты его задумал, нужно придумать для продукта историю. Когда мы создали компанию, которая стала делать мобильные продукты с необычным дизайном, я, работая с заказчиками, оттачивал это мастерство: довести до аудитории то, что тобой задумывалось, без изменений.
В какой-то момент к нам обратился партнер, российский завод контрактной электроники — они хотели сделать приложение и сайт для своего медицинского прибора. Мы взялись за работу, но поняли, что нужно все делать с нуля. Тогда мы договорились, что разработаем концепцию прибора и его дизайна и электроники — в обмен на производство устройств. Мы как дизайнеры видели проблему: все медицинские приборы, устройства, так или иначе связанные с наукой, были страшными, отталкивающими. А мы хотели сделать их красивыми, «медийными» — чтобы люди и не думали, что за ними стоят медицина и наука.
- Вы вкладывали в проект свои деньги?