Петербуржец Денис Сокол, перебравшийся в 2008 году в Финляндию, когда-то придумал идею, которую позже растиражировали по всему миру. Речь идет об «умных» розетках, которые позволяют управлять электропитанием домашних устройств с приложения на смартфоне. Розетки iSocket Сокола до сих пор в топе поисковой выдачи «Яндекса» и российского Google, но сейчас предприниматель надеется сделать гаджет для «умного» дома, который повторит успех стартапа SmartThings, купленного Samsung за $200 млн.
В страну Суоми
Денис рос в обычной ленинградской семье и всегда интересовался электроникой — точнее, с тех пор, как первый раз школьником попробовал паять и запах расплавленной канифоли привел его в восторг. Он собирал усилители для звука и другую технику, а потом поступил на радиотехнический факультет Государственного университета аэрокосмического приборостроения. Впрочем, с развитием интернета интерес к железу отошел на второй план: в 2001 году Сокол запустил собственный сайт RadioMan.ru, который задумывался как «энциклопедия радиоэлектроники» — с обзорами новой техники, руководствами и схемами. Азы работы в интернете, а вместе с ними и навыки предпринимательства Денис освоил именно тогда: SEO, программирование, реклама, общение с клиентами — все это для RadioMan.ru Денис делал сам.
Хостинг-услуги RadioMan.ru предлагала компания ValueHost, которая, по словам Сокола, на тот момент удерживала половину всех доходов с интернет-площадок. Так предприниматель понял, что в хостинговом бизнесе заработать можно куда больше, и открыл компанию «БизХост». «У нас был новый для того времени слоган: "Хостинг для бизнеса", потому что я предположил, что люди создают сайты в основном для извлечения дохода, значит — для бизнеса». Дела действительно пошли в гору, и к 2008 году у «БизХоста» было уже около трех тысяч клиентов и около 20 серверов под управлением.
Но случайная поездка в Финляндию в 2008 году изменила намеченный курс: Сокол продал «БизХост» (покупателя и сумму сделки он не называет), переехал в Варкаус, чтобы параллельно учиться индустриальному менеджменту в Университете прикладных наук Савонии, и стал думать над идеями для нового бизнеса. Он знал, что нужно браться за что-то, что увлекает: «Делать бизнес только для денег быстро наскучит. Любой проект должен быть интересен, даже если это сетевой маркетинг».
Осмотревшись в Финляндии, он понял, что здесь будет куда проще, чем в России, работать не с виртуальными продуктами, а с электроникой и техникой. «Жизнь стартапов в Финляндии сложная, никому мы, "люди не местные", в реальности не нужны, — говорит Сокол. — Но все компенсируется одной прекрасной особенностью — отсутствием бюрократии. Я не помню, когда я последний раз ходил в какие-то инстанции — я все делаю не отходя от компьютера. Это рай для производственного бизнеса, до тех пор, правда, пока не решишь нанять работников». По словам Сокола, мощная социальная поддержка, которой пользуются граждане Финляндии, не особенно стимулирует людей на поиск работы. «Но всегда можно дернуть иностранных студентов на сборку, а с программистами работать удаленно», — добавляет он.