Духовенство на церемонии интронизации патриарха Кирилла.

Духовенство на церемонии интронизации патриарха Кирилла.

REUTERS / Sergei Karpukhin

Две громкие отставки прошли в РПЦ в канун нового, 2016 года и в ожидании Архиерейского собора, который должен состояться в начале февраля. Сначала был уволен ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» («ЖМП») – этой отставки желали внутрицерковные «консерваторы», и была она достаточно ожидаемой. А через неделю – протоиерей Всеволод Чаплин, отвечавший за связи церкви с обществом. Этой отставки жаждали церковные «либералы», не веря в ее возможность.

Если бы был уволен кто-то один из них, можно было бы говорить о корректировке идеологического курса в противоположную сторону. Но двойное увольнение показывает, что дело тут совсем не в том, что один выступал против православной империи на месте Российской Федерации, а второй мечтал о ней.

На свободе

С отставкой Чапнина все понятно. Профессиональный журналист, он был приглашен в «ЖМП» сразу после прихода патриарха Кирилла, чтобы привести этот журнал в соответствие с требованиями XXI века (по крайней мере в том, что касается внешнего вида и подачи материалов). Он с этой задачей справился вполне успешно, но роль технического работника его не устраивала. У него было свое видение многих внутрицерковных проблем, он не стеснялся им делиться, а в «ЖМП» хотел оставить место и для дискуссий. Все это стало невостребованным, а потом и просто показалось вредным для церковного начальства. Вероятно, и дальше Чапнин будет заниматься разного рода журналистскими и образовательными проектами, связанными с православием, – например, вместе со своими друзьями издавать альманах «Дары» и устраивать выставки современной иконописи.

История с отстранением Чаплина, напротив, породила множество версий, причем справедливыми, судя по всему, окажутся сразу несколько из них. Перечислю лишь наиболее яркие. Яркие и провокативные заявления отца Всеволода вызвали недовольство Кремля – прежде всего о «священной войне» в Сирии.