Очередь за продуктами, 1998 год

Очередь за продуктами, 1998 год

Александра Данилюшина / ИТАР-ТАСС

Каждое утро человек бросал нищему 10 копеек. Однажды он бросил пять со словами: «Извини, я вчера женился, теперь расходов больше». На что нищий сказал: «Этот поц только вчера женился, а я уже должен содержать его семью!» Примерно такой может быть реакция российского населения на сокращение социальных расходов, предположил руководитель программы Московского центра Карнеги Андрей Колесников, который рассказал этот одесский анекдот на заседании экономического клуба консалтинговой компании ФБК в Москве. По мнению собравшихся экспертов, Россия входит в состояние, которое по некоторым параметрам хуже 1990-х годов: люди сейчас богаче, но возможностей и перспектив для развития стало меньше.

Население отдает государству часть своей зарплаты, а потом требует от него пенсии. Этот социальный договор между обществом и властью появился в советские годы и является одним из немногих работающих в России, заявила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Аналогичные договоры по другим институтам, вроде армии или налогов, функционируют хуже: население стремится уклониться от службы в первой и уплаты последних, привела примеры эксперт.

Начавшийся два года назад экономический кризис нанес удар и по пенсионному договору. В 2016 году правительство увеличило пенсии только на 4%, тогда как потребительские цены выросли на 12%. В этом контексте характерно послание премьер-министра Дмитрия Медведева всем пенсионерам страны про то, что «денег нет».

Сейчас правительство пытается «судорожно» построить новое здание на руинах, которые остались на месте прежней пенсионной системы, считает замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.

«Это уже агония. Когда человек находится в агонии, у него начинаются судороги», – сравнил специалист.

Возможный рост смертности

Падающие пенсии – далеко не единственная проблема российской экономики. Эксперты, собравшиеся в особняке ФБК на Мясницкой улице в Москве, обрисовали весьма мрачную картину будущего. Деградируют или не развиваются здравоохранение и образование – соответственно, падает качество человеческого капитала. Как на плохом макроэкономическом фоне выполнить докризисные заветы Владимира Путина о создании 25 млн высокопроизводительных рабочих мест и повышении зарплат бюджетников, непонятно. Попытки государства сделать социальную поддержку адресной оборачиваются ее сокращением во имя экономии бюджетных денег. Вместо реформ пенсионной системы и миграционного законодательства правительство проводит контрреформы, возвращающие страну в прошлое. И самое главное – исправить все это быстро не получится.

«Чем более инерционна система, тем сложнее что-то с ней сделать», – напомнил Гонтмахер.