Колоннада мечети, которую в 637 году захватила мусульманская армия под руководством Абу Убайды ибн аль-Джарраха в битве при Ярмуке. Фотография 1900 года.

Колоннада мечети, которую в 637 году захватила мусульманская армия под руководством Абу Убайды ибн аль-Джарраха в битве при Ярмуке. Фотография 1900 года.

Universal History Archive / Getty Images

Несмотря на то что ислам самая молодая мировая религия, ее последователями являются 23 процента всего населения планеты, а в 35 из 120 стран, где проживают мусульмане, они составляют подавляющее большинство. Возникнув в VII веке, ислам быстро распространился по обширным территориям Азии и Африки, проникнув также в Европу, где тогда практически повсеместно господствовало христианство. В большинстве случаев распространение ислама (в переводе с арабского это слово означает «покорность») шло параллельно с территориальной экспансией государств – носителей этой религии (исключения составляют лишь некоторые регионы Африки и Юго-Восточной Азии). Изначально это был Праведный халифат, затем халифат Омейядов, затем государства Сельджуков, Османская империя и прочие.

Поскольку основатель ислама – пророк Мухаммед – сам водил армии своих последователей в походы, можно смело утверждать, что история этой религии напрямую связана с военными достижениями мусульманских правителей. И особняком среди тысяч выигранных под знаменем пророка сражений стоит битва, произошедшая 1380 лет назад, в середине августа 636 года, на одном из притоков Иордана – Ярмуке. Если оценивать последствия военных столкновений в исторической перспективе, то эта битва, возможно, входит в десятку противостояний, определивших ход развития человеческой цивилизации, наряду с морским сражением греков и персов при Саламине, Адрианопольской битвой между варварами и римлянами, осадой Вены турками или поражением Наполеона при Ватерлоо. Ведь именно Ярмук во многом позволил состояться исламу как мировой религии.

Между Персией и Византией

К началу правления в Арабском халифате второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (634–644) государство, созданное двумя десятками лет ранее – еще при жизни пророка Мухаммеда, – контролировало весь Аравийский полуостров, а армия мусульман под предводительством сподвижника пророка Халида ибн аль-Валида, получившего прозвище Меч Аллаха, уже воевала в византийской Сирии и осаждала Дамаск.

Война халифата с сопредельными державами, среди которых самыми влиятельными были Византийская империя и государство Сасанидов в Персии, началась после того, как их правители якобы ответили отказом на призыв Мухаммеда принять ислам (по легенде, персидский шах в ярости разорвал послание пророка, а император вообще никак не отреагировал). Имела ли место эта дипломатическая переписка, неизвестно, но в начале 630-х годов в Сирии и Междуречье армии халифата уже одержали ряд тактических побед над противниками, обескровленными целой серией ирано-византийских войн, продолжавшихся почти 200 лет.