
Сергей Кириенко
Benoit Tessier / REUTERS
Спустя неделю после голосования стало ясно, кого на самом деле выбирали россияне, сами того не подозревая, – заместителя руководителя Администрации президента по внутриполитическим вопросам. По аналогии с модным термином «гаражная экономика», означающим не подлежащую никакому систематическому учету занятость граждан (дядя Вася починил дяде Пете машину, за это дядя Петя отдал дяде Васе ведро меда со своей пасеки), можно говорить о гаражной политике – российская политическая система, как и народная экономика, выстраивается совсем не по тем законам, которые можно зафиксировать на бумаге; в бумажных законах сказано, что по итогам выборов меняется власть, на самом деле, конечно, по итогам выборов делаются выводы, о которых общество может узнать только после сенсационных кадровых перестановок.
Должность «политического» заместителя главы кремлевской администрации ни разу не упомянута ни в Конституции, ни в федеральных законах, но в путинской России она традиционно считается одной из ключевых государственных должностей. Нельзя сказать, чтобы это было правдой на сто процентов – в каждый конкретный момент времени рядом с Владимиром Путиным всегда был добрый десяток людей, обладавших несопоставимо большим влиянием и аппаратным весом, чем Владислав Сурков и Вячеслав Володин, но здесь, очевидно, можно говорить о естественном оптическом искажении – для обывателя лицом полиции чаще всего оказывается участковый или дежурный местного ОВД, а вовсе не министр внутренних дел.
Главная интрига, связанная с возможным назначением Кириенко, именно об этом: кто завтра окажется теми людьми, которых станут называть кириенковскими
Кремлевский политический замглавы – это такой же «участковый от слова “участие”»: по должности он участвует в жизни как раз тех относительно простых людей, которые связаны с политикой на том уровне, где нет миллиардных денежных потоков, офшорных счетов или частных армий. Для партийных функционеров, региональных «политических» чиновников, политологов, деятелей медиа Кремль вопреки всем законам архитектуры и физики сжимается до одного-единственного кабинета – того, в котором планируются предвыборные кампании, размещается политическая заказуха в прессе, сочиняются новые фейк-структуры гражданского общества. Людмила Алексеева, провожая Вячеслава Володина в отставку, выступила на одиозном сайте «Лайф» с восторженным текстом о нем – все удивились, но удивляться нечему, общение с Алексеевой и такими, как она, входило в должностные обязанности Володина, и очаровывать контрагентов – да, это буквально его работа.
Теперь как о решенном деле говорят о назначении на место Володина Сергея Кириенко, и это значит, что когда-нибудь, прощаясь с Кириенко, кто-нибудь неожиданный тоже напишет, что это был настоящий чиновник с человеческим лицом, побольше бы таких. И главная интрига, связанная с возможным назначением Кириенко, – она ведь именно об этом: кто завтра окажется теми людьми, которых станут называть кириенковскими, и какая среди этих людей будет пропорция тех, кого, как ту же Алексееву, можно назвать приличным человеком, и безусловных мерзавцев.