Alastair Grant / AP / TASS
До своего патриаршества, еще в бытность главой отдела внешних церковных связей Московского патриархата, Кирилл много ездил и считался блестящим церковным дипломатом. Но после избрания патриархом достичь больших внешнеполитических успехов ему долго не удавалось. Что-то не заладилось. Он ездил, например, в 2010 году в Киев на инагурацию Виктора Януковича и с новым посланием о «русском мире». Янукович кончил плохо, а концепция «русского мира» превратилась – не по вине Кирилла – в агрессивную доктрину Кремля.
За год до Киева патриарх посетил Стамбул, где его встреча с константинопольским патриархом Варфоломеем имела целью обсудить Украину и созыв Всеправославного собора (с участием всех поместных церквей). Собор после этого энергично готовили семь лет, и внезапно за две недели до уже объявленной даты он развалился. Точнее, собор состоялся, но без участия четырех церквей, в том числе и без Московской патриархии.
Удачнее складывались визиты в Польшу и в Латинскую Америку – их результатом стала первая в истории встреча патриарха с папой римским, которая в прошлом откладывалась много лет и наконец в начале 2016 года состоялась на Кубе.
Все эти поездки Кирилла были связаны и с внешнеполитическими задачами Кремля. Не исключение и нынешний визит в Великобританию, в ходе которого Патриарх встретился с прихожанами знаменитого русского храма в Лондоне, освятил новый престол и колокола, побывал в Королевском географическом обществе, был принят королевой Елизаветой и встретился с архиеписком Кентерберийским.
Кроме политики, смысла в этом визите было немного. Русский приход в Лондоне в истории ХХ века связан с именем митрополита Антония Сурожского (Блума). Этот совершенно несоветский епископ, родившийся и проживший всю жизнь вне «советской идейной радиации», сохранял верность Московскому Патриархату при коммунистах и в начале 90-х стал символической фигурой. Глубокое, теплое и демократичное исповедание веры сделало его притягательным центром для молодых постсоветских людей, ищущих веру.
Нынешний визит патриарха – символ победы в Лондоне дорогого, лубочного постсоветского православия над старым белоэмигрантским
Но после кончины митрополита в 2003 году приход не смог сохранить свое лицо. Сначала начался конфликт между старыми прихожанами и вновь прибывшими – уже из «вставшей с колен» при Владимире Путине России. Кончился он неизбежной победой новой эмиграции, поддержанной из Москвы. Собственно, нынешний визит патриарха – и есть символическое окончание победы в Лондоне дорогого, лубочного постсоветского православия над старым белоэмигрантским. Пять новых колоколов, новый престол (хотя предыдущий освящали совсем недавно – в 2006 году), создание искусственной патриотической даты – 300 лет православного присутствия в Англии – все это приводит лондонский приход к общему образу новорусского купеческо-политического православия с будто пластмассовыми огромными кафедральными соборами богатой архитектуры, чартерными рейсами на Афон и доставкой в Москву святынь для многомиллионных очередей на поклонение.
Кроме колоколов и престола, важным символическим жестом в этой поездке Кирилла в Англию стали пингвины.