Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Фото: Андрей Пронин / ТАСС

Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Фото: Андрей Пронин / ТАСС

Есть много разных способов на глаз определить состояние дел в государстве. Один из самых очевидных – посмотреть на то, что и как в нем строится. То есть даже делать ничего специально не надо, просто подумать минуту о том, что нам просто так, навскидку известно. Если ничего не известно – так и это о многом говорит.

В Париже только в последнее время построили филармонию по проекту Жана Нувеля и здание Фонда Луи Виттона Фрэнка Гери. То и другое – филигранная эстетская архитектура, хотя акценты в каждом случае расставлены по-разному. Испанцы за последние двадцать лет нанесли на туристическую карту мира Бильбао и Валенсию благодаря тому, что построили музей Гуггенхайма по проекту Фрэнка Гери и Город наук и искусств Сантьяго Калатравы. Сингапур после реализации нескольких проектов, в частности отеля «Марина-Бей», стал узнаваем среди десятков азиатских городов. Осло легко узнается по виду на набережную, которая толком не достроена. Список можно продолжать долго.

Образы зданий-икон в разных уголках планеты часто обольщают, заставляя представлять положение лучшим, чем оно есть на самом деле. Упрощение здесь, однако, скорее полезно – точно так же, как для психики человека полезно иметь проекцию идеального «я». Последнее не гарантирует того, что ты всегда поступаешь хорошо, но дает ориентир, подсказывает, к чему надо стремиться.

По архитектуре о нас судят и потомки, и современники из других стран, которые мало о нас знают, но главное, что мы сами себя по ней судим. Грубо говоря, если у вас есть свежий вид, который можно растиражировать на весь мир в открытках, то уже не столь критично важно, изобрели ли вы iPhone и как там дела с покорением космоса.