Алексей Хахунов. Фото: Александр Уткин

Алексей Хахунов. Фото: Александр Уткин

«Нейросеть научилась определять болезни сердца по глазам лучше врачей», – читаем мы очередную новость об успехах искусственного интеллекта, почти не задумываясь о процессах, стоящих за всеми этими достижениями. В то же время, чтобы нейросеть чему-то «научилась», ее сначала действительно нужно этому научить. И сделать это может только человек, вернее, тысячи и даже миллионы людей – только на Amazon работает больше 500 тысяч. Сначала нужно задать какой-то паттерн – например, вручную прокликать миллионы изображений (человек на картинке или животное?) или же, если массив данных уже есть, разметить его – структурировать разрозненные данные по категориям, выбранным исследователями.

Искусственным интеллектом занимаются не только ученые из университетов и научных центров – системы на базе ИИ постепенно внедряются в бизнес. Свои наработки есть у каждой крупной технологической компании – в США между собой конкурируют, например, лаборатории Google и Facebook, в России – «Яндекса» и Mail.ru. Кроме того, внедрение ИИ может потребоваться далеким от IT компаниям, у которых нет возможности открывать отдельные подразделения; тогда они отдают эти задачи на сторону.

Российский стартап Dbrain – это площадка, которая объединяет заказчиков из бизнеса, дата-менеджеров (data scientist – человек, который предлагает решение нужной задачи в области ИИ) и конечных исполнителей обучения нейросетей. Создатели Dbrain заявляют, что, с одной стороны, они снижают для бизнеса порог входа в эту новую область технологий, с другой – дают источник заработка низкоквалифицированным работникам, хотя бы частично снимая нервозность на фоне разговоров о том, что скоро роботы лишат всех рабочих мест.

Технический директор Dbrain Алексей Хахунов, поучаствовавший в создании нескольких других компаний в сфере искусственного интеллекта, рассказал, как нейросети меняют бизнес и рынок труда, а также о том, смогут ли они когда-нибудь написать колонку, как Олег Кашин или другие авторы Republic.

Безусловный нейродоход

– Когда говорят об искусственном интеллекте и его влиянии на рынок труда, часто представляют мрачное будущее: ИИ всех увольняет с работы, безработица, хаос; в общем, Skynet победил. Это так?

– Давайте для начала зададимся вопросом: нужна ли в принципе тотальная занятость? Возможно, мы придем к тому, что рабочих мест станет намного меньше, чем людей, которым нужно работать. Уже несколько стран, в том числе Швеция и Финляндия, тестируют безусловный доход.

– Одна из любимых тем Republic, да.

– Мое личное офтоп-мнение, что население поделится на известные по закону Парето 80% и 20%. 20% людей, которым в кайф работать и которые хотят чего-то достичь, и 80% – люди, которые сейчас работают, потому что нужно работать, чтобы что-то есть. Вот им просто скажут: «Ребята, делайте что хотите – смотрите КВН, гуляйте или рисуйте, к чему вам работа?» Они с радостью уйдут, если им будет на что жить. Почти во всех задачах, связанных с машинным обучением, есть необходимость в разметке данных. Это такой простой монотонный труд – те люди, о которых мы говорим, идеально под него подходят.

Наша социальная цель – эту монотонную работу просто отдать людям, которым негде работать сейчас, так как они родились не в том месте и не в то время. Причем речь о реальных, достаточно существенных средствах. Сейчас стоимость разметки – это где-то $3–7 в час. На этом можно спокойно зарабатывать в месяц $400–600.

– Не будучи IT-специалистом?

– Да, речь именно об очень простых задачах. Если же человек имеет какие-то специальные знания, то компания сможет платить ему не шесть, а $20 в час. Люди, которые, условно, работают на заводе у станка и боятся, что их уволят, – это один класс проблем. Есть другая проблема, когда врач, который шесть лет учился в вузе, а потом проходил практику, боится, что его заменит искусственный интеллект. Мы можем пригласить его к разметке данных, для которой нужны именно его специальные знания. Мы дадим возможность бизнесу отдать часть будущей доходности людям, которые вложат свое умение в данные таких специалистов. Тем самым врачи, размечающие рак, смогут стать частью будущего ИИ.