Фото: Pedro Nunes / Reuters

Фото: Pedro Nunes / Reuters

Статья Льва Шилова продолжает цикл о политических свободах и республиканизме центра Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге.

В октябре 2017 года в Кашкайше, пригороде Лиссабона с населением около 210 тысяч человек, прошли выборы депутатов в городской совет. Из 177 тысяч зарегистрированных избирателей за все политические партии проголосовало 73 450 человек. Это было бы стандартной фразой из отчета местной избирательной комиссии, если бы не один занимательный факт. Через месяц, в ноябре того же года, в голосовании за реализацию инициатив местных жителей участвовало 75 357 человек. Это голосование было завершающим этапом местной программы партиципаторного бюджетирования (orçamento participativo), которая позволяет жителям города выдвигать идеи по расходованию муниципальных бюджетных средств и голосовать за то, какая из них будет реализована мэрией. Подобные программы с разной степенью успешности действуют по всему миру, включая Россию, уже почти 30 лет. Но впервые в истории их существования в Европе проголосовать за идеи жителей пришло больше народу, чем на выборы.

Слишком много выборов

Высокая явка на выборах и активное участие людей в политической жизни традиционно считается одним из ключевых преимуществ политических режимов стран Европейского союза. Однако в последние десятилетия дела обстоят не столь радужно. При достаточно высоких средних показателях явка на выборах в западноевропейских демократиях неуклонно снижается – почти на 10% с 1990 года. Вместе с довольно низкими показателями восточноевропейских стран, с недавних пор входящих в ЕС (явка там традиционно ниже на 10–15%), средняя явка в 2015–2017 годах упала до 65%, что для Европы уже достаточно серьезно, ведь 70 лет назад в большинстве западноевропейских стран явка была на уровне 80–90%.