Утром 9 мая в белорусской столице около двух тысяч участников «Бессмертного полка» собрались отдельно от официального празднования и на несколько часов раньше. На подходе к площади Победы шествие уперлось в контрольно-пропускные пункты и понемногу рассосалось – кто-то ушел от очередей и палящего солнца, а кто-то прошел через рамки и присоединился к государственной акции «Беларусь помнит» – официальному белорусскому аналогу «Бессмертного полка».
Такой куцый формат стал результатом компромиссов: сперва власти Минска вообще отказали в шествии колонны «Бессмертного полка», мотивируя это тем, что 9 мая и так проходит много праздничных мероприятий. Однако организаторы из координационного совета общественных объединений при российском посольстве пошли на обострение и призвали людей выходить на несогласованную акцию, что по белорусским законам приводит к задержаниям, штрафам и арестам (без разрешения властей незаконны даже одиночные пикеты).
После этого глава белорусского «Румола» Сергей Лущ встретился с председателем Мингорисполкома и все же получил разрешение на «Бессмертный полк», но фактически в таком формате, что шествие прошло вне программы официального празднования, а его участники слились с акцией «Беларусь помнит» – что и требовалось белорусским властям.
Политические акценты памяти
Было бы неверно полагать, будто белорусские власти выступили против памяти о ветеранах и в целом о Великой Отечественной войне. Напротив, праздник 9 Мая является крайне важным для государственной идеологии Белоруссии, как и вся военная тема. Даже официальным Днем независимости выбрана дата освобождения Минска от немцев в 1944 году – 3 июля. Высокие чиновники и идеологи регулярно подчеркивают важность памяти военных лет и недопустимость переписывания истории. Вот и Александр Лукашенко в своем поздравлении ко Дню Победы подчеркнул: «Мы навсегда сохраним правдивую историю той войны».
Помимо сугубо душевных порывов, тут есть и вполне прагматический мотив. Долгое время такой акцент на памяти войны позволял не особенно осмыслять как досоветский период истории Беларуси, так и советский, и основывать идеологию на будто бы консенсусной теме. Региональные идеологи до сих пор повторяют, что «память о войне – основа государственного самосознания белорусского народа».
Однако с обострением имперских комплексов Кремля к памяти о войне все больше добавляется актуальный пророссийский политический контекст, особенно после 2014 года. Сепаратисты Донбасса позиционируются как преемники «воевавших дедов», а байкеры из «Ночных волков» или активисты «Бессмертного полка» используют обертку акций памяти для продвижения идей русского мира и подогревания милитаризма в духе «можем повторить».