Эрик Харрис и Дилан Клиболд во время расстрела. Фото: Скриншот с камеры видеонаблюдения в школе Колумбайн / Reuters

Эрик Харрис и Дилан Клиболд во время расстрела. Фото: Скриншот с камеры видеонаблюдения в школе Колумбайн / Reuters

20 апреля 1999 года в США было совершено одно из самых громких преступлений, направленных против школьников — стрельба в школе «Колумбайн»*. Виновники покончили с собой, но даже двадцать лет спустя у них находятся последователи. В преддверии годовщины в Колорадо по соображениям безопасности закрыли ряд школ — после угроз со стороны вооруженной 18-летней американки, упоминавшей «Колумбайн»* в своих дневниках (позднее девушку нашли мертвой). На днях также стало известно, что в Москве задержали 16-летнюю школьницу, которая участвовала в одной из групп в социальных сетях, посвященной стрельбе в американской школе, и угрожала убить притеснявших ее одноклассников (после задержания, правда, она заявила силовикам, что угрозы не были серьезными). Пресса также называла ее поклонницей Владислава Рослякова — еще одного подражателя стрелков из «Колумбайн»*, совершившего массовое убийство в Керченском политехническом колледже в 2018 году.

* международное молодежное движение «Колумбайн» («Скулшутинг») признано Верховным судом РФ террористической организацией, запрещенной в России

Недавний инцидент в Башкирии, где 17-летний школьник ранил ножом двух одноклассниц и учительницу, напомнил о преступлении, ставшем символом школьного насилия — убийстве в американской школе «Колумбайн»*. Как стало известно, он называл себя последователем «Эрика и Дилана» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд — подростки из города Литтлтон, которые в 1999 году застрелили 13 человек в школе «Колумбайн»*, а затем покончили с собой) и был участником сообществ, где обсуждалось это преступление. Родители заявили, что он был жертвой издевательств и упоминал своих обидчиков — хотя среди пострадавших, как говорят, их не оказалось.

Это лишь один пример того, как давнее преступление остается актуальным, а виновники сохраняют последователей — даже за пределами США. Месяц назад в Канаде была осуждена американка, планировавшая устроить стрельбу в торговом центре. Ее планы во многом повторяли нападение на «Колумбайн»* — она и ее друг готовы были подражать предшественникам даже в одежде. В переписке они называли себя новым воплощением убийц из Литтлтона. «Эрик и Дилан не завершили свою миссию. Поэтому они вселились в нас», — писала она.

Чем вызвана их сомнительная привлекательность? Одна из причин в том, что для многих Эрик Харрис и Дилан Клиболд стали символом затравленных школьников, отомстивших за унижения. Подростки нередко ассоциируют это с собственным негативным опытом. «Их дразнили, к ним приставали, и я понимаю, что они чувствовали, — заявила создательница одного из посвященных им сайтов. — И они постояли за себя».

Однако во многом этот образ — хотя в него верят до сих пор — не соответствовал реальности. Убийцы из Литтлтона не были изгоями, как о них иногда принято думать. А нападение на школу не было жестом доведенных до отчаяния людей. Оно тщательно планировалось как массовое убийство с тысячами жертв — по сути, как самый кровавый теракт в истории США.