Эдвард Мунк. У смертного одра

Эдвард Мунк. У смертного одра

У большинства людей простое и понятное отношение к разговорам о смерти: они их избегают. Причины очевидны: в этом нет ничего приятного, это страшно. Мы многое знаем о том, как человек рождается, имеем представления о его жизни еще до рождения, активно делимся своими и выслушиваем чужие переживания в течение жизни. Однако о том, что чувствует умирающий, говорят редко.

Но смерть и умирание – важная часть того, что у человека осталось в жизни. В попытке нарушить табу и понять, на что похожи последние месяцы, режиссер и сценарист Скотт Бёрнс (автор сценариев к фильмам «Ультиматум Борна», «Заражение» и др.) снял для издания Topic 5 мини-фильмов о людях с терминальными диагнозами. В серии роликов, которая называется «Взгляд с этой стороны», они говорят о том, что переосмыслили в жизни и как относятся к тому, что их ждет, о самом важном и том, каково это – жить без дальнейших планов. Мы выбрали несколько отрывков.

Линда

71 год (умерла 26 октября 2018 года), рак груди с метастазами

О сложностях. «Мне с трудом давалось привыкание к этому переходу от живого человека к трупу. Я видела, как люди умирали в больнице и дома, и видела огромную разницу в степени их страданий и абсурдности смерти. Есть большая разница между пониманием, что ты когда-нибудь умрешь, и точным знанием того, от чего ты умрешь и даже, может быть, когда. Когда знаешь, что тебя убьет, все становится реальнее. Ты всегда был в курсе, что не бессмертен, но теперь ты прямо ЗНАЕШЬ это».

«Во многих религиях есть эта штука про memento mori – помни, что умрешь, – обычно это деструктивная концепция, попытка заставить детей бояться ада. Но есть что-то практичное в том, чтобы оценивать свою жизнь с точки зрения смертности. Например, работая где-то, думать: стоит ли мне здесь оставаться, если мне тут не нравится? А если бы я должна была умереть на следующей неделе – что бы я тогда решила?»

О новой ясности. «Одна знакомая – ее уже нет – которая выбрала вариант уйти из жизни, когда она сама захочет, рассказывала, что такой возможный выход заставляет тебя быть честным. Ей было очень больно, она просыпалась по утрам и думала: “Боже, жизнь не стоит этого, когда тебе так плохо”. А потом тонкий голосок внутри говорил: “Что, серьезно? Ты хочешь сегодня умереть? Это можно устроить”».